Доска почета отраслевой конкурс


Исцелитель вагонов

Исцелитель вагонов

Римма Кермас, осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская
Транссиб

Только за прошлый год осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская Римма Кермас выявила 44 неисправных вагона, угрожающих безопасности движения. А сколько трагедий на дороге предотвращено благодаря ее многолетнему труду, не поддается подсчету.

 

В эксплуатационном вагонном депо Инская, или ВЧД-6, как принято на дороге, осмотрщика вагонов Римму Кермас знает каждый. Знакома она и журналистам, которые регулярно пишут о ее трудовых достижениях, и имя ее уже начинает обрастать легендами. Например, говорят, что ее опыт чуть ли не специальным приказом заставили применять на сети дорог. Говорят также, что секретом профессионального успеха Риммы Юрьевны являются вовсе не какие-то особые, разработанные ею, методы осмотра, а тонкий музыкальный слух. Вроде как умеет она безошибочно отличать звук от стука молоточка по буксе, за крышкой которой скрывается неисправность. А другие говорят и вовсе фантастические вещи: дескать, все дело в особой интуиции, которая и помогает выявлять любые вагонные дефекты.

Что из этого правда, а что – нет, отличить не так-то просто. Действительно, метод выявления трещин при осмотре радиуса R-55 с использованием перочинного ножа нашел свое широкое применение с легкой руки Риммы Юрьевны, хотя сам этот нож как инструмент был в сумке осмотрщиков с давних времен. Внедрение этого метода позволило значительно улучшить результаты работы по всей дороге – только в прошлом году около 200 трещин боковых рам обнаружено с его помощью. Но, несмотря на то, что секрет Кермас «ушел в народ», от этого ее лидерство в выявлении дефектов при осмотре вагонов не пострадало. Наверное, дело действительно в интуиции?

 

Человеческий фактор

– Не надо про меня писать, – отказывается Римма Кермас в телефонном разговоре. – У нас все выявляют дефекты, не только я, почему ко мне одной такое внимание?

– Но не все в течение уже многих лет показывают такие хорошие результаты, – парирую я. Чувствую – скромность Риммы Юрьевны не показная, не от желания набить себе цену, она искренне сторонится шума вокруг своего имени, считая его неуместным. Не сразу, а только после объяснений, что наша газета хочет рассказать о секретах работы осмотрщика, чтобы донести информацию до других представителей профессии, да и нельзя не писать о настоящих трудовых достижениях, получаю приглашение приехать в депо.

– Она такая, скромная во всем, это правда, – говорит старший второй смены осмотрщиков вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская Алексей Галкин. – При том очень много выявляет дефектов, отличный, работящий человек. Наверное, не хочет лишний раз афишировать свои успехи.

Как выясняется, формальное основание для этого есть. Некоторым молодым осмотрщикам уже удается достигать не менее впечатляющих результатов и даже обгонять по показателям.

Алексей Николаевич первым делом ведет в «красный уголок», где проходят планерки перед каждой сменой. На стенах висят информационные плакаты, а на большой доске отмечены результаты всех осмотрщиков. Всего их в депо около ста человек в четырех сменах. Фамилия Кермас – в лидерах. Счет тут ведется простой – сколько неисправных вагонов, угрожающих безопасности движения, выявил тот или иной осмотрщик. За каждый дефект положена премия, например, за трещину – 5 тыс. руб. В месяц получается солидная добавка к зарплате.

Но и при такой перспективе, когда кажется, все должны бросить свои силы на то, чтобы работать как можно лучше, есть такие, кто трудится спустя рукава.

– Все зависит от человека, – уверен Алексей Галкин. – Если он хочет, чтобы от него была отдача для предприятия, будет и результат.

Инструменты у всех осмотрщиков одинаковые. Фонарики, лупы для увеличения, металлические щеточки, гибкие штанги с зеркальцами и подсветкой, которые могут изгибаться и пролезть в любую щель. Гаечными ключами вскрывают смотровые крышки, если есть подозрения в неисправности, подтягивают поддерживающие плиты тягового хомута, регулируют тормозную рычажную передачу.

 

Все трещины, как на ладони

К Римме Кермас идем через пути, в обход составов. По рации постоянно ведутся переговоры, напряженная железнодорожная жизнь заполняет эфир, сопровождая нас. Вот какой-то осмотрщик передает диспетчеру, что отрегулировал рычажную передачу. Вот другое сообщение – осмотр закончен.

Наконец, вдалеке видим Римму Кермас и ее напарницу Наталью Корневу. Несмотря на то, что грузопоток по станции немного снизился – еще в марте пути не пустовали – времени на отдых у осмотрщиков не так много. Только обошел свою часть состава, как почти тут же следом подают другой. Но нам повезло: до следующего состава еще есть время, и мы можем побеседовать. Сначала Римма Юрьевна немногословна, но постепенно наводящие вопросы становятся ненужными.

– Опыт приходит с годами, я ведь уже 32-й год работаю на железной дороге, – рассказывает она. – Помню, как пришла в 1980 году, сразу после окончания школы, в вагонное депо, начинала слесарем по ремонту подвижного состава.

Странно, что тяга к железной дороге возникла у юной девушки из обычной семьи, в которой никто никогда не был железнодорожником. Решение пришло словно спонтанно, профессия вагонника увлекла сразу. Повезло Римме Юрьевне и с наставником – она и по сию пору с благодарностью вспоминает слесаря Василия Ивановича Бирюкова, который подробно рассказывал о всех тонкостях профессии, передавал ей накопленный годами опыт.

Постепенно девушка почувствовала, что располагает достаточными навыками, чтобы работать самостоятельно. Кермас стала осмотрщиком вагонов, с каждым днем совершенствуя свои профессиональные навыки. Долгие годы нарабатывался тот опыт, что привел в конце концов к разработке собственного метода, внедренного сегодня по всей сети дорог. Речь идет о том самом «методе перочинного ножа».

– Осматриваю места, где есть опасность развития трещин, – говорит она. – Обращаю внимание на сколы, выколы, расслоения и ржавчину, дефекты по кругу качения колеса. Если по расчищенному металлу провести острием ножа, даже самая маленькая трещинка «зацепит» лезвие, даст легкое сопротивление движению. Тут и выявляется скрытый дефект.

Римма Кермас не признает своего авторства метода – просто, говорит, кто-то пользуется щеточками, кто-то наждачкой. Столь скрупулезная работа, требующая внимания в самых неподходящих для этого условиях – и в дождь, и в мороз, и в иссушающую жару – Римме Юрьевне по душе. Говорит, никогда не было желания поменять ее на что-то другое. Да и в минуты домашнего отдыха любимым ее занятием является «тихая охота» – с подругой, но чаще всего одна, ходит она за грибами и ягодами. Такое хобби тоже требует особой внимательности, потому и нравится.

Что касается интуиции, и она в работе иногда помогает.

– Бывает, по внешнему виду сразу вижу дефект. Достаю инструменты, изучаю – и правда, вот он, – улыбается Римма Юрьевна.

 

Операция: осмотр

Ловлю себя на мысли, что слаженные действия Риммы и ее напарницы Натальи, то, как деловито отправляются они вдоль вагонов, каждая по своей стороне, напоминает действия врачей во время серьезной операции. Молоточки стучат по буксам. Если будет дребезжание, осмотрщик открутит смотровую крышку, под которой может быть срыв корончатой гайки, что со временем приводит к разрушению буксового узла.

– Сейчас полегче стало, раньше на вагонах были буксы скольжения, не роликовые, как сегодня, – по ходу вспоминает Римма Кермас, светя под вагон фонарем. – Мы с масленками ходили, заправляли.

У следующего вагона-платформы неисправны валики, на которых держится борт. Вылетел небольшой шплинт, но если борт упадет во время движения, под колеса следующего вагона, последствия будут непредсказуемы. Сопровождающие из пассажирского вагона торопятся исправить дефект – сами недоглядели. Но на дороге нет мелочей.

И вот Римма Кермас останавливается у колеса еще одного вагона. Трещина, которую сначала и не заметить, идет, извиваясь, по ободу. Римма Юрьевна передает по рации номер вагона, описывает выявленный дефект: «Трещина обода, колесо восьмого года номер 345-75, восьмой завод, номер плавки 3399, номер оси 1164 – 11175…». Эти обозначения показывают все параметры неисправности.

– Вагон отцепят и починят, – говорит она. – Эта трещина может привести и к сходу, и к крушению. Я всегда обращаю внимание на колеса восьмого и 20-го заводов. У них часто встречаются трещины. Нужно их смотреть, даже если на первый взгляд и нет дефектов. И еще, – добавляет она, – нужно смотреть под разным углом. Иначе пропустишь.

За трудовые успехи Римма Кермас награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, удостоена высшей отраслевой награды – знака «Почетный железнодорожник» и знака «За безопасность движения». Каждую смену, в любую погоду, выходит она на работу, чтобы на дороге стало еще безопаснее. И главный результат ее труда – спасенные жизни и не случившиеся крушения.

 

Наша справка

В парке «Зело», где работает Римма Кермас, проходит за смену около 20 транзитных поездов и 30 поездов «в разбор». С 20 марта для поездов формированием кузбасских станций делается так называемая «сокращенная проба» – проводится необходимый минимум работ, без осмотра. Такое решение было принято на технико-экономическом совете, поскольку поезда, осмотренные на Кузбассе, не успевают пройти до Инской достаточное расстояние, чтобы истекла гарантия. Депо Инская дает гарантию после осмотра на 700 км пути, а ускоренным поездам – от 1200 до 1600 км.

Автор: Андрей Чернобылец


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»