Доска почета отраслевой конкурс


Байкальская рапсодия

Байкальская рапсодия

Сергей Асташин, старший электромеханик станции Андриановская
Восточно-Сибирский путь

Сдвоенные-строенные поезда будут тормозить рост пропускной способности Восточно-Сибирской железной дороги. Такой вывод сделал старший электромеханик станции Андриановская, проведя своё исследование с учётом реальных возможностей объектов энергохозяйства на ряде участков магистрали. Последние 4,5 года кандидат технических наук Сергей Асташин успешно совмещает науку и работу на производстве.

На выступление известного виртуоза-аккордиониста Петра Дранги, который с короткими гастролями посетил Иркутск, Сергей Асташин ехал в предвкушении больших впечатлений. Когда друзья позвонили и сказали, что взяли ему билет на концерт кумира, Сергей не раздумывая после напряжённого трудового дня электричкой отправился в столицу Приангарья.

Инструментальная музыка для 30-летнего железнодорожника Асташина больше чем увлечение – состояние души. Рос он в сибирском городе Черемхове. И первоклашкой частенько после уроков бегал к музыкальной школе. Стоял под её окнами и слушал, как учат детей игре на разных инструментах. А в пятом классе, в сентябре, когда учебный год уже начался, твёрдо взял маму за руку и повел её в эту школу – узнал, что без взрослых туда не записывают. Настойчивому мальчишке, жаждущему учиться играть на баяне – как его любимый дедушка из черемховской деревни, – педагоги решили сделать исключение. Прослушали и зачислили.

Первый инструмент уже рассохся, но с любовью хранится в родительском доме. В иркутском магазине Сергей приглядел себе новый баян, дорогой, почти под сотню тысяч рублей. Да от покупки пока отказался. Потому что поставить такое кнопочное чудо и некуда. Полтора года живёт и работает кандидат технических наук на малой станции Андриановская, что недалеко от озера Байкал, на Слюдянском горно-перевальном участке – одном из сложных на Транссибе. Трудится он старшим электромехаником ЭЧК-26 Иркутской дистанции электроснабжения. И всё это время живёт в комнате отдыха. Нет возможности решить квартирный вопрос по-иному в деревне Андриановской, в которой домов-то чуть более десятка.

Увидеть воочию, как живётся и работается учёному-производственнику, к тому же в этом году пополнившему молодёжный кадровый резерв начальника Восточно-Сибирской железной дороги, мне давно было интересно. Но каждый раз желание застать Сергея на станции оборачивалось журналистской неудачей – был он с бригадой на выезде. И только встреча в стенах Иркутского государственного университета путей сообщения, куда кандидат наук приехал на консультацию к своему куратору профессору Андрею Крюкову, позволила обстоятельному разговору состояться.

– Это хорошо, что мы увиделись в университете. Мой рабочий вид далёк от высоко эстетического образа: спецодежда, сапоги «Север», руки и лицо в мазуте, – собеседник выглядел с иголочки.

Здесь, в вузовских стенах, Сергея легко принять за представителя «белых воротничков». Хороший деловой костюм, улыбка успешного человека, манеры интеллигента.

– Обиды на жизнь нет? Учёная степень в кармане, в планах получить звание доктора, а жить приходится на малой станции и при этом угла собственного не иметь? – спросила я, понимая, что могу ударить по больному.

– На Восточно-Сибирскую магистраль шёл за интересом. Можно сказать, рвался я на железную дорогу. Учился более восьми лет – сначала получал высшее образование, потом был в очной аспирантуре. И всё ради того, чтобы стать железнодорожником.

В 2008 году перспективный учёный из железнодорожного университета пришёл устраиваться на работу в Иркутскую дистанцию электроснабжения, где ему предложили место сменного электромеханика на линии – на опорной тяговой подстанции Головинская.

Свой первый рабочий день молодой человек провёл со строительным мастерком в руке, отделывая комнату отдыха для ремонтно-ревизионной бригады. Но когда познакомился со своим начальником Владимиром Карелиным, понял: повезло и с местом работы, и с наставником! Много опыта передал этот человек новичку, имея за плечами годы практики.

– На моём жизненном пути всегда встречались наставники с большой буквы, – делился Сергей, начиная рассказ со средней школы, когда классный руководитель Вера Лис взяла под личную опеку смышлёного, но уж очень неугомонного мальчишку.

Впоследствии педагог в числе первых поддержала решение своего ученика поступить в профильный класс, открытый под эгидой ИрГУПСа в муниципальной школе. В вузе второкурсника Сергея Асташина приметил профессор Андрей Крюков и предложил не терять времени зря и взяться за научные работы для будущей кандидатской диссертации. В своём ученике преподаватель не ошибся. В 2006 году лично президент ОАО «РЖД» вручил Асташину свидетельство лучшего аспиранта железнодорожных вузов.

– Я видел разные докторские диссертации. Откровенно сухие, оторванные от производства. И настоящие, «железные», с изобретениями. Вот такую, «железную» работу я планирую сделать.

Верить планам Сергея Асташина есть все основания. В 2010 году железнодорожник принял участие во Всероссийском конкурсе «Инженер года», став лауреатом. В 2011-м побывал на международном молодёжном управленческом форуме «Алтай. Точки роста», где представлял коллектив ВСЖД. На IV молодёжном слёте дороги его проект эксперты назвали лучшим. В основу работы были положены идеи из кандидатской диссертации, связанные с управлением режимами и процессами эксплуатации систем тягового электроснабжения на основе имитационного моделирования. А в качестве примера выбран западный участок БАМа.

Сегодня перед учёным-производственником стоит новая задача. Начальник службы электрификации ВСЖД Эдуард Шорников, курирующий деятельность молодого резервиста, дал очередное задание. Необходимо просчитать, сможет ли выдержать электросистема дороги, и в частности Слюдянского горно-перевального участка, пропуск сдвоенных и строенных грузовых поездов по окончании технологических «окон» и каким будет временной интервал движения.

Неэффективно пускать одной ниткой два-три поезда – таков предварительный вердикт, говорил Сергей, раскладывая передо мной листы с графиками и математическими расчётами. При сегодняшнем состоянии энергохозяйства, продолжал он, минимизировать межпоездной интервал не удастся. А тем более свести к нулю, как это предполагает пуск сдвоенных-строенных составов. Поэтому выход из ситуации – в капитальной реконструкции хозяйства, строительстве новых путей.

Полтора года назад наш герой, работая на подстанции Головинская, участвовал в эксперименте по пропуску поезда весом 12 тыс. тонн по участку Тайшет – Иркутск. Для продвижения состава-тяжеловеса потребовалось полчаса, чтобы накопить в сети необходимую мощность и избежать просадки напряжения. Хотя за тридцать минут «простоя» можно было бы пропустить груза, констатировал собеседник, в несколько раз больше, чем находилось в экспериментальном поезде.

Перевод на новое место работы молодой человек принял как отличную возможность освоить технологию обслуживания и ремонта системы контактной сети. Рабочий народ с Андриановской встретил учёного по-дружески. «Белый воротничок» оказался специалистом грамотным, не чурающимся рядовой монтёрской работы и к тому же настоящим интеллигентом.

– А как же иначе? Я никогда не ставил себя выше других. Мои первые и главные наставники – родители учили быть интеллигентом, в вузе тоже. Жизнь, наконец, воспитывает.

За полтора года работы подчинённые стали большими товарищами.

– А чему может учиться учёный, который уже так успешно зарекомендовал себя на производстве, у рядовых электромехаников? – поинтересовалась я.

– Работать... А я их учу всему тому, что умею и знаю сам. Конечно, с одной стороны хорошо, что мы встретились в стенах университета. Хотя было бы неплохо, теперь понимаю, пообщаться нам на Андриановской. Познакомил бы с коллективом. Вы увидели бы, какие хорошие ребята трудятся на участке. Любоваться можно, когда монтёр Владимир Лухнёв работает на высоте. Отличный специалист Сергей Руденко. Молодёжь – два Александра, Юдин и Ёлкин, с моим участием подумывают поступать учиться. Им интересно знать физику техпроцесса.

Своим товарищам по работе Сергей всегда даёт наставления в том, что человек не должен стоять на месте, а смело идти к поставленным целям. Поэтому своё вхождение в молодёжный кадровый резерв начальника дороги расценивает как новое достижение.

За годы работы на производстве у молодого учёного сложился собственный взгляд на ряд проблем. Есть точка зрения в отношении ночных технологических «окон». Если пересмотреть все за и против, то плюсов будет больше в сторону дневных мероприятий, делился мнением он. А оптимизация труда порой бывает эффективна на бумаге. Для того чтобы на линию ехала молодёжь, необходимо строить как можно больше технологического жилья.

– Сергей, наверное, теперь родители, брат и сестрёнка понимают, почему в вашем доме игрушки после магазина «жили» не более дня?

– Вот сейчас да, понимают, для чего нужно ребёнку разбирать всё по винтикам. Знаете сами, в жизни важно, когда близкие люди поддерживают тебя в твоих стремлениях. В школе у меня плохо обстояло дело с русским языком. Учителя понимали, что без «великого, могучего» мне в вуз не поступить, много помогали. В университете моё желание пойти работать на производство, чтобы подготовить докторскую диссертацию, первым поддержал профессор Андрей Васильевич Крюков.

– А как же ваша музыкальная мечта? Неужели совсем нет времени на неё?

– Эх, куплю я этот дорогущий баян. Когда у меня появятся дети, буду учить играть на нём.

Автор: Лейла Мустафаева


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»