Доска почета отраслевой конкурс


Человек железной дороги

Человек железной дороги

Павел Михальчук, машинист локомотивного эксплуатационного депо Зима
Восточно-Сибирский путь

Из докладной записки начальнику дороги главного ревизора по безопасности движения поездов ВСЖД: «Довожу до вашего сведения, что в сутках 9 мая 2012 г. при приёмке электровоза ВЛ-80р №1616/1725 на станционных путях ст. Зима локомотивной бригадой приписки ТЧЭ-3 в составе машиниста Михальчука П.А. и помощника машиниста Тугарина Н.Н. был выявлен повышенный нагрев кожуха зубчатого колеса пятого колёсно-моторного блока секции №2... Прошу вас рассмотреть возможность поощрения работников локомотивной бригады за проявленную бдительность в обеспечении безопасности движения поездов».

Выйдя из кабинета предрейсового медицинского осмотра, Павел подождал своего помощника, и они вместе пошли к виднеющемуся поодаль составу. Поездка предстояла обычная, разве что день был особенный - 9 мая. Но работать по праздникам – одна из привилегий локомотивщиков...

– Как настроение, Коля? – спросил Михальчук у Тугарина.

– Нормальное, – лаконично ответил напарник, но что-то в его ответе Павла насторожило. Проследив за взглядом помощника, он увидел как из под пятого моторно-колёсного блока локомотива, к которому они уже подошли вплотную, пробивается какой-то непонятный парок. Тут же донёсся и запах подгоревшего масла.

– Погоди, погоди... - Павел поднырнул под локомотив и прошёлся пальцами по кожуху зубчатого колеса. Кожуховой пробки на месте не оказалось. По-видимому, выдавило маслом.

– Ты что-то чувствовал? – спросил Михальчук у сменяемого машиниста.

– Да было что-то. Но я думал, что это от обжатия тормозами. Когда в Нижнеудинске садились, всё в норме было, – ответил тот.

– Ладно, приёмка закончена, звоним дежурному по депо, пусть вызывает спецов, – принял решение Михальчук.

Даже после беглого осмотра специалистами стало понятно, что дальше машине ехать нельзя. Михальчук с Тугариным пошли в депо делать запись в журнале и подавать рапорта, а несменившаяся бригада погнала электровоз на ТО.

...Мы сидим с Павлом в холле комнат отдыха локомотивных бригад станции Иркутск-Сортировочный, куда они с помощником только что прибыли из Зимы, и анализируем, что могло бы произойти, не обнаружь они тогда с Николаем «подарок» ко дню Победы.

– Абы, да кабы... Говорят же, что история не любит сослагательных наклонений. «Что было бы, если бы?»... Большая бы гадость была, – констатирует Павел. – Потом на ПТО выявили излом оси пятой колёсной пары в районе моторно-осевой шейки с левой стороны. Получается, что на перегоне от Нижнеудинска до Зимы она ещё держалась, а при полном торможении треснула. На станции же держалась за счёт моторно-осевых подшипников...

– То есть, тронься вы дальше, то где-нибудь в самом красивом и неожиданном месте «паровоз» делает красивый и неожиданный сход, – развиваю я мысль машиниста.

– Хорошо если сход, – задумчиво щурит глаза Павел. – Хотел бы я в очи тому мастеру посмотреть, который машину после ТР в работу выпускал.

Он поворачивается всем корпусом ко мне и говорит:

– Вы представляете, её же только два дня назад из текущего ремонта выпустили красноярцы. Ещё два дня до планового техосмотра, и вот такая петрушка... Что же теперь, не доверять никому?

Доверять или не доверять? Вопрос для Михальчука не праздный. И в профессионально-техническом училище в Кимильтее, где он получал профессию локомотивщика, и в армии, где был заместителем командира взвода, и позже, когда пришёл в депо Зима помощником машиниста, а затем пересел в правое кресло локомотива, он всецело доверял людям, потому что все эти этапы жизненного пути подразумевали наличие рядом крепкой товарищеской руки и надёжного товарищеского плеча. И вот этот случай...

– Я не хочу на всех людей собак вешать. Одно понять не могу – как мог железнодорожник устроить такое?

И это «железнодорожник» прозвучало с такой интонацией, что я невольно и пристально посмотрел на Михальчука.

– Да-да, для меня эта профессия самое всё, кроме сына Ваньки, конечно, – с каким- то хорошим смущением произносит Павел.

А могло получиться и по-другому. В армии Михальчуку предлагали податься в профессионалы: отправить документы в высшее войсковое, получить диплом и дальше – до генерала... Но пересилила любовь к своему городку - Зиме.

Правда, любимая Зима встретила поначалу с прохладцей: найти работу было не просто – чай не промышленный гигант. Попробовал «таксовать», понял, что не его это. И тут случай – в депо освободилось место... плотника. Конечно, не кабина электровоза, но, как говорят в Китае, «большая дорога начинается с первого шага»: уже через четыре с половиной месяца Михальчук выехал из депо помощником машиниста.

– Не скажу, что сразу к дороге прикипел, – признаётся он. – Наверное, как и у многих, на первом месте были стабильность в работе, хорошие заработки, но... где-то через год начал понимать, что дальше не смогу без этой колеи перед глазами, без ветра в окошке, без движения и ощущения поезда за плечами.

Поняли это и другие. Первый же машинист, с которым Павлу пришлось работать в одной кабине, Андрей Попов разглядел в нём то, о чём сам Михальчук даже не думал.

– Есть у тебя задатки, парень, – сказал он помощнику. – Тебе учиться надо.

И принялся «натаскивать» напарника на управление электровозом. Михальчук и сам понял, что левое кресло для него не предел, и поэтому, когда предложили окончить курсы машинистов при Нижнеудинском отделении дорожного центра обучения, раздумывал недолго.

24 июля 2006 года его уже «вывозил» машинистом машинист-инструктор ТЧЭ-3 Алексей Викторович Ребров.

– Первая поездка машинистом – это особое ощущение, – говорит Павел. – Верите ли, просто физически чувствуешь, как повзрослел, что ли... Это не ради словца говорю. За тобой тысячи и тысячи тонн, перед тобой дорога со всеми её неожиданностями, рядом человек, который тебе доверяет и верит в твоё умение, вдоль колеи другие люди. Да что говорить! Я потом такое испытал второй раз, когда с 2008 года наша колонна стала водить поезда до Слюдянки и впервые пришлось поехать по горно-перевальному участку. То ещё ощущение.

Теперь это стало привычным делом. Привычным, но не рутинным. За внешней стабильностью на дороге – мурлыкание кота, готового в любую секунду выпустить коготки...

Любая локомотивная бригада может привести не один и не два примера, когда только бдительность машиниста и его помощника спасали состав и Транссиб от неожиданных неприятностей. Особенный бич дороги – хулиганы и дураки (как ни режет это слух после хрестоматийных «дураков и дорог»).

– Сколько раз было, что за поворотом то доски на пути обнаруживали, то ещё что-то потяжелее. Шпане, видите-ли «интересно», что будет, когда поезд на всём ходу в препятствие врежется... А сколько случаев, когда буквально под носом «торопыги» путь сокращают. Бывает и падают. – Павел даже не раздражается, просто недоумевает. – Здоровья бригаде это, конечно, не добавляет, но... – И, как бы подводя черту под неприятной для себя темой, заканчивает: – Уходить из-за этого из движения я не собираюсь. Мне ещё до пенсии двадцать пять лет отъездить надо. Именно отъездить. И не иначе...

– Такие как Михальчук это и есть настоящие железнодорожники, – говорит заместитель начальника локомотивного эксплуатационного депо ст. Зима по кадрам и социальным вопросам Вячеслав Безгубов. – Принципиальные профессионалы, патриоты своего предприятия и дороги, надёжные товарищи и коллеги. Давно ли Павел сам ходил в «молодых», а сегодня я могу назвать его примером для многих.

И это не случайность, считает Вячеслав Безгубов, что главный ревизор дороги по безопасности движения поездов выступил с ходатойством о поощрении бригады перед начальником ВСЖД. Именно с таких людей, как Павел Михальчук и его помощник Николай Тугарин, и пишется общий портрет Восточно-Сибирской. Какие бы «персонажи» на нём порою и не проступали...

Уже прощаясь, спрашиваю у Павла, а было-ли у него что-то подобное праздничному «подарку» на 9 мая?

– Было. И почти то же самое, – не задумываясь отвечает он. – Ехали мы по перегону Усолье – Мальта. Слышу запах горящего масла. Сделал запрос на остановку. Осмотрел локомотив, проконсультировался по связи с руководством, поставил в известность поездного диспетчера и по рекомендации начальника депо Романа Субботина отцепил электровоз. И тихим ходом погнал его в Иркутск-Сортировочный. Позже выяснилось, что спрессовалась шестерня зубчатой передачи...

– Тенденция? – сочувственно провоцирую Михальчука.

– Ну их к чёрту такие тенденции, – парирует тот. – По мне так хоть бы их до самой пенсии не было. Нам лишней славы не надо – можем и без неё обойтись.

Автор: Владимир Палагутин


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»