Доска почета отраслевой конкурс


Из десантников – в машинисты

Из десантников – в машинисты

Сергей Мельник, машинист электропоезда моторвагонного депо Смоленск-1 Московской моторвагонной дирекции Пригородной дирекции МЖД
Московский железнодорожник

По итогам сетевого соревнования за 2011 год одним из тех, кому присвоено почётное звание «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте», стал Сергей Мельник, машинист электропоезда моторвагонного депо Смоленск-1 Московской моторвагонной дирекции Пригородной дирекции МЖД.

С Сергеем Мельником мы встретились перед его очередной поездкой. Машинист готовился отправиться в рейс по маршруту Смоленск – Сафоново. Добрые, умные глаза. Под пышными усами обаятельная и скромная улыбка. Спокойные и точные движения...

Для начала разговора задаю «дежурный» вопрос:

– Сергей Валентинович, наверное, с детства мечтали стать машинистом?

– Да разве мечтают о том, что с младенчества – часть твоей обыденной жизни? – отвечает вопросом на вопрос Сергей Мельник. – У меня родители были железнодорожники. Трудились в вагонном депо, мама – маляром, отец – сварщиком ремонтного пути. Дом стоял в нескольких метрах от железной дороги, ну и круг общения – дети тоже железнодорожников. Машинист, поезда, стрелки, вагоны – это всё буднично и приземлённо. Небо – вот это мечта! Хотел стать военным лётчиком. После школы подал документы в лётное училище. Но медкомиссия «забраковала». Дотошный старичок-профессор разглядел шрам у меня на голове. Я ещё в детском саду неудачно упал, ударился о батарею. Вердикт медика был неумолим: после такой травмы летать нельзя! – рассказывает Сергей Валентинович, и, кажется, спустя годы уже не очень переживает, что детский «полёт» со стула помешал лётной карьере.

Но тогда юноша, видимо, так искренне желал покорить небо, так страстно хотел воплотить мечту в реальность, что судьба решила дать ему второй шанс. После неудачи с лётным училищем Мельник поступил в железнодорожное на специальность «дежурный по станции». Но вскоре из военкомата пришла повестка. Медкомиссия, осматривавшая призывников на срочную службу, была менее придирчивой, и Сергея Мельника направили в Воздушно-десантные войска.

– Когда впервые над вами раскрылся купол парашюта, душа, наверное, пела: небо покорилось, мечта сбылась?

– Да уж! – смеётся собеседник. – Я, если честно, первый прыжок толком и не помню. И потом ещё подряд несколько совершил, как в тумане, «на автопилоте». Осознание, что это не сон и не кино, что это всё в реальности происходит со мной, пришло на седьмом прыжке. Его я хорошо запомнил! Очередь прыгать, а меня словно какая-то невидимая сила из самолёта не выпускает. Секундное колебание, – и глаза командира, который всё понял. И тогда я сам себе скомандовал: «Давай, Серёга! Вперёд! На тебя зелёные пацаны смотрят. Им-то как первый раз прыгать». И сделал этот шаг. Вот тогда и испытал восторг – и от того, что свой страх смог перебороть, и от того, что небо, о котором мечтал, – вот оно! Ну а всего за два года срочной совершил 24 прыжка с парашютом...

Служил Сергей Мельник в 44-й учебной дивизии ВДВ. Базировалась она в литовском городке Гайжюнай. В 80-е десантники, пройдя эту учебку, улетали воевать в Афганистан. Письменное согласие на выполнение интернационального долга дал и Сергей Мельник. Но командование, видимо, уже тогда разглядело в Сергее Валентиновиче качества, которые спустя годы высоко будет ценить и руководство моторвагонного депо, – ответственность, надёжность, умение повести за собой, способность передавать другим полученные навыки и знания, – и оставило его в части. К исходу второго года службы Мельник в звании старшины исполнял обязанности командира взвода (офицерская должность).

– Предлагали остаться на сверхсрочную, но меня уже военная карьера не прельщала, по родным соскучился, по дому. Вернулся в Смоленск, отдохнул, сколько положено, и решил на работу устраиваться. Куда? Да вот оно депо напротив дома. В декабре 1982-го приняли помощником машиниста, через 10 лет стал машинистом.

– Получается, этот год для вас юбилейный?

– Так точно. 30 лет работы в моторвагонном депо и 20 лет за правым крылом в кабине электропоезда. Да, немало воды утекло!

– Сергей Валентинович, зато есть что вспомнить?

– Вы, наверное, от меня рассказов о достижениях и подвигах ждёте? Ничего выдающегося за собой не помню. Просто в каждой поездке стараешься отработать, как положено – график выполнить и электроэнергию не пережечь. За электропоездом следишь, чтобы в пути не подвёл. Ну и всегда помнишь: на железной дороге нет мелочей! У меня за все годы работы ни разу не изъяли талоны ни по безопасности движения, ни по охране труда. Этим горжусь! А награды и почётные звания – дополнительный стимул. Спасибо руководству депо и дороги, что выдвигают, отмечают. До признания лучшим по профессии я был награждён почётной грамотой президента ОАО «РЖД» и благодарственным письмом губернатора Смоленской области.

Летом 2010 года, когда локомотивным бригадам моторвагонного депо Смоленск-1 доверили водить пригородные поезда на плече Вязьма – Москва, одним из первых обкатал незнакомый участок Сергей Мельник.

– Сначала было трудно, – признаётся Сергей Валентинович. – Во-первых, я привык иметь дело с переменным током, а здесь постоянный. Другая схема в электропоезде, несколько иные приёмы управления. А во-вторых, работая на этом участке, испытываешь колоссальное психологическое давление! Пассажиропоток огромный, на платформах при посадке и высадке столпотворение, уже с начальной станции ведёшь битком набитую электричку, народ издёрганный, чуть что, – жалобы. Сейчас на Москву работает целая колонна, 22 бригады. А первые несколько месяцев, пока шла обкатка, ездили по пять-шесть бригад. Порой дома в Смоленске меня по двое суток не видели, сделаешь рейс, 12 часов в Вязьме отдохнёшь, и снова в столицу. Но я же из ВДВ, а у нас девиз: «Никто, кроме нас!» В общем, с поставленной задачей справились. Сегодня поездка на Москву – обычный рейс.

– А как семья относилась к столь затяжным рейсам?

– С пониманием. Жена у меня долго работала в железнодорожном доме культуры, прекрасно знает специфику профессии. Дочка с сыном уже взрослые. Железнодорожниками, правда, не стали. Вот теперь жду, когда подарят мне внуков, уж они-то продолжат трудовую династию!

– Я уверен, такие люди, как Сергей Валентинович, – «золотой фонд» нашего депо, Московской моторвагонной дирекции и всего холдинга РЖД, – высказал своё мнение начальник моторвагонного депо Смоленск-1 Юрий Петраков. – Мельник – профессионал и человек с большой буквы. Регулярно добиваясь высоких результатов в производственной деятельности, он ещё и передаёт свои знания и опыт молодым машинистам. Если нужно, может и машиниста-инструктора подменить. Примерно 50% бригад, обкатанных на участке Вязьма – Москва, – прямая заслуга Сергея Мельника…

Автор: Сергей Ларионов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»