Доска почета отраслевой конкурс


Жизнь в разных форматах

Жизнь в разных форматах

Олег Белобородов, начальник фирменного пассажирского поезда «Вятка»
Волжская магистраль

В ту секунду, когда поезд трогается и семьсот человек оказываются в едином замкнутом пространстве, Олег Белобородов каждый раз испытывает необычное ощущение. Что-то сродни отцовству в глобальной семье.

 

Четыре через четыре

Про пассажиров он знает почти все или понимает с беглого взгляда. Поездная бригада – это вообще «два десятка пальцев», один другого нужнее. Сам поезд – место их объединения, которое Олег без ложной скромности мог бы назвать изученным до последнего гвоздя родительским домом «в формате четыре через четыре». Это о режиме работы: четыре дня – отдых, четыре – поездка.

Олег Белобородов – начальник фирменного пассажирского поезда «Вятка». Из сорока пяти лет жизни двадцать он провел в рабочем купе.

Проснулся, позавтракал, погладился, взял документы. Такой ритуал «входа в формат». В 13.00 он уже в депо со списком поездной бригады в руках. Только несведущий думает, что в поезде работают одни и те же люди. В самом деле количество вагонов меняется от пяти до четырнадцати. Вопрос, кто с ними поедет, решается на очень ответственном уровне, можно сказать, комиссионно. Конечно, существует график, нарядчики стараются учесть интересы каждого: кто на какой станции отсаживается-присоединяется, кому с кем делить четырехмет-ровое пространство рабочего купе. Дело касается работы, которая кормит, а это не мелочи.

Что-то уж слишком серьезно выходит, однако. Прямо как у космонавтов: совместимость, лабильность, лояльность, грамотность, выносливость... Тем не менее все так и есть. В фирменный поезд случайные не попадают. У Белобородова трое – с высшим педагогическим образованием, есть университетский химик, есть технари. Чтобы стать рядовым проводником «Вятки», нужно как минимум два года проработать на такой же должности на разных направлениях, заслужить отличные характеристики, получить хорошую оценку на аттестации, пройти тесты у психологов... Вот так.

И только потом попадешь к Белобородову. Вот и подумайте: какие же тесты должен был пройти он сам, чтобы встать во главе команды?

 

Нештатный

Это один пассажир про себя так сказал. Я, мол, у вас особенный, нештатный, так извольте и обращаться со мной как с драгоценностью. А начальник поезда в тот момент подумал: «Для нас каждый – нештатный, это правильный формат отношения к пассажиру».

Первые уроки профессии Олег получил в середине девяностых на северном перегоне в верхнекамской глуши. Их поезд неспешно развозил по бестранспортному таежному краю хлеб, водку, да тех, кто отбыл свой срок на зонах. Местные вокзальчики к прибытию собирали дальнюю молодежь: о клубах здесь и не мечтали. Проводники в таких местах – что заморские гости, но попробуй кому не угодить, обойденный тут же вспыхнет спичкой. Это в центре все психологические премудрости преподают в училищах, а на окраинах России – все по житейской мудрости.

Хотя и в «фирменном» центре всякое бывает.

...Та пожилая женщина со станции Москва поставила всех в дурно пахнущую ситуацию.
О таких редко рассказывают, однако они случаются. Она бежала вдоль вагонов уже перед самым отправлением, бросая отчаянные взгляды на номера и надписи. Билет предъявила, оснований об отказе в посадке не было. И только проводница убрала ступеньку и шагнула в вагон, как услышала ропот. Поздняя пассажирка робко пробиралась вдоль купе, и каждый раз вслед ей поворачивалось недовольное лицо человека, брезгливо зажимающего нос. Сейчас в теплом замкнутом пространстве стало понятно: от женщины идет неприятный запах.

Получилось так. На железную дорогу она попала второй раз в жизни. На вокзале посетила неприбранный туалет. И ... «часть его унесла на своей одежде», как она потом выразилась. Кто-то усмехнется такому «невкусному» эпизоду. Но ведь он – реальность жизни поездной бригады. А каково пассажиру? Представляете положение человека в эту минуту? Проводницы помогли женщине вымыться, одели в чистый халат из своих запасов. Ее одежду упаковали и вынесли в нерабочий тамбур. А саму поселили в купе для отдыха проводников: соседка по купе – расфуфыренная дама в бриллиантах – устроила истерику, так и не согласившись впустить незадачливую попутчицу на законное оплаченное место № 27.

За несколько минут до прибытия на конечную станцию той самой даме в драгоценностях вдруг опять понадобилась помощь начальника поезда. Она рыдала и не хотела отпускать из своих унизанных кольцами пальцев руки проводников: «Я поставила себя на место этой бабушки. Вы – святые люди!»

 

Харизма

Бывают аварийные ситуации. Тут 21 августа в день рождения Белобородова прибывали они на станцию Оричи. Вдруг бежит проводник из соседнего со штабным СВ-вагона: «Олег Алексеевич, запах гари!» Остановили поезд. Из редуктора дым, пламя выбиваются. Белобородов: «Горит масло, плохо в карданном валу!» В самом деле, потребовалось демонтировать карданный вал. И начальник поезда засучил рукава. Конечно, неисправность «висит» на поездном электромеханике, но одному ему в таком деле не справиться.

Локомотивная бригада, скажем по секрету, поднимает глаза к небу, когда едет с Белобородовым: «С ним ничего не страшно». Тут вот соединительный рукав меняли: одну гайку на 36 открутить – то еще лихо! Какая бы женщина-начальник поезда сунулась? Последний случай – оборвало крепление шаровой опоры, которая крепит редуктор. Дошло до маневров и отцепки вагонов.

Это в самом деле мужская работа. Четверо суток в пути. Бессонные ночи. Общение с проверяющими органами. Контроль связи с машинистом. Что-то случилось – весь вагон облазить, до машиниста добежать, взять на себя ответственность за решение, оформить документы, доложить.

...Спокойный, даже чуть медлительный. Чрезвычайно сдержанный в рассказе о себе. Очень скромный в быту. А о нем вот так: «Для нашего резерва проводников Белобородов – крупная единица, за которой хочется построиться в ряд». «У него ни авторитарных методов, ни заискивания, потому что внутри стержень». «Всегда требователен, но никогда – несправедлив». «Застрахован от чрезвычайного, потому что поддерживаем хорошей командой, которую создал сам».

Это, пожалуй, образец жизни в формате «харизма».

Первый «Паспорт доверия» на сети вручен 15 декабря 2010 года бригаде Олега Белобородова с Горьковской железной дороги. Сегодня такой Паспорт имеют меньше десятка поездных бригад. Он дается за высокие достижения. Проводники ведь тоже соревнуются. Параметров много: экономические, дисциплинарные.... Отсутствие актов от любых проверяющих органов и жалоб от пассажиров, например. Или выручка на одного пассажира – готовность поездной бригады зарабатывать деньги для компании предоставлением платного сервиса. Кстати, продавать печенье и напитки, предлагать сувениры и сопутствующие товары не так уж и просто. Вспомните себя в ночном поезде, когда вечером не хочется чаю, потому что уже поужинал, а утром – потому что уже некогда. Плеснул в чашку кипятка, бросил захваченный из дома пакетик заварки – вот и весь завтрак. Как тут проводнику сделать план!

 

Программа на завтра

А белобородовцы два последних года подряд лидируют в соревновании бригад во всей Федеральной пассажирской компании. Выходит, небольшой фирменный поезд, который идет одну ночь до Москвы, имеет лучшие показатели, чем знаменитые длинномаршрутные «могикане»!

Умеют в «Вятке» найти подход к людям. Здесь каждый проводник – менеджер, а Олега Белобородова можно ставить руководителем тренинга продаж. Как они разговаривают с пассажирами о билетах лотереи железных дорог – майский соловей позавидует. «Вы станете участником розыгрыша, хотите получить 2300 рублей?» Да! «Смотрите, здесь на билете стикер фонда «Расправь крылья». Добрый человек всегда поможет больному, нуждающемуся в операции, не правда ли?» Да! «С вами едет замечательный малыш, пусть другие дети тоже почувствуют хоть каплю любви, окажите им посильную помощь участием в этой лотерее!» Да!

Однажды пассажирщики всей сети целую неделю «дразнили» Белобородова «многодетным папой». В 2010-м ФПК проводила в Кировском резерве сетевую школу. И вятичи – вот отчаянные! – бросили клич по филиалам: захватите с собой на семинар подарки! Это была беспрецедентная акция. Председатель профкома вагонного депо Киров Ирина Сергиенко вместе с добровольными помощниками целый выходной составляла опись привезенного: санки, игрушки, сотовые телефоны, сандалики... Сюрприз для местного детского дома, с которым депо дружит с 2000 года – Бурмакинской коррекционной школы-интерната. А решились на «сетевую благотворительную акцию» и потому тоже, что накануне Олег Белобородов отдал детям всю свою премию – восемь тысяч рублей. Начальник поезда «Вятка» постоянно помогает детдомовцам. В последний новогодний праздник половину денег на подарки дал Олег, а вторую – все остальные работники предприятия. На днях его бригада привезла и посадила в их школьном саду голубые елочки.

Вообще-то, он не многодетный. У него двадцать лет назад родилась дочь, прелестная Милана, сегодня – начинающий юрист. А год назад судьба подарила сына Евгения. И это новый формат жизни Олега Белобородова. Самый ценный, уходящий в будущее.

Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»