Доска почета отраслевой конкурс


Душа профессии верна

Душа профессии верна

Анатолий Шемякин, составитель поездов станции Чернышевск-Забайкальский
Забайкальская магистраль

Будучи мальчишкой, Толя и не думал, не гадал о том, что пройдут годы – и он станет железнодорожником. Причём по той специальности, от которой напрямую зависит движение поездов. И он будет следить за правильностью их маршрутов, точностью поступления грузов в места назначения и многим другим, из чего складывается деятельность такой многогранной и сложной отрасли, как железнодорожный транспорт.


Детство и юность Анатолия Шемякина прошли в шахтёрском посёлке Букачача, окружённом высокими, поросшими вековыми лиственницами и соснами, сопками.


Шахта гремела трудовыми достижениями по всей области. Знатные люди трудились в забоях. Отец, Андрей Захарович, многие годы работал проходчиком, слесарем по буровому оборудованию, сварщиком. Сам он родом из-под Сызрани. В Забайкалье попал, когда служил в армии. В суровую годину Великой Отечественной советскому командованию приходилось держать на востоке страны значительные силы для возможного отражения японской агрессии.


Отец окончил школу снайперов. Прослужил здесь, в степях Забайкалья, несколько лет. После увольнения в запас остался в чём-то приглянувшейся ему тогда Букачаче. Мать, Роза Ивановна, была домохозяйкой. Ещё когда поженились, муж твёрдо, со всей шахтёрской прямотой сказал: “Моё дело – зарабатывать и кормить семью, твоё, Роза, – дом и дети…”


– Нас в семье трое росло, – рассказывает Анатолий Шемякин. – Старший брат Александр после окончания политехнического института строил Жирекенский горно-обогатительный комбинат. Затем федеральную автомобильную трассу “Амур”, на которой был начальником участка. Младшая сестра Ольга живёт в Омске. Она почтовый работник.


Окончив школу, Анатолий устроился на местный завод металлоизделий. Штамповал на специальном станке вилки и ложки. Затем, как и положено для парней того поколения, а шла середина 70-х, служил в армии. В знаменитом танковом учебном полку в Песчанке, в котором когда-то служил тогдашний глава государства Леонид Брежнев. В той же части до Анатолия служил и старший брат.


Правда, до демобилизации Анатолию дослужить не довелось. Из-за открывшейся болезни желудка отличного, по мнению командиров, курсанта, спортсмена-волейболиста комиссовали.


Домой из армии братья вернулись почти одновременно. Александр предложил поступать в политехнический институт.


– Нет, Саня, двоих студентов тянуть родителям трудно. Поступай ты. Я помоложе, может, потом… – ответил Анатолий.


Старший уехал в Читу, младший – в Шилку, в техническое училище. Окончив его, какое-то время работал слесарем холодильного оборудования в Нерчинске. А вскоре его пригласили в райком комсомола и предложили в составе группы активистов по комсомольской путёвке отправиться на Байкало-Амурскую магистраль – самую грандиозную в ту пору стройку страны. Так, в августе 1977 года Анатолий Шемякин оказался в Тынде, в отделе рабочего снабжения БАМа.


Увиденное, конечно, захватывало. Общий трудовой, без пафоса, порыв молодёжи, съехавшейся со всех уголков СССР, помноженный на романтику, давал свои результаты. На глазах вдоль магистрали росли заложенные по плану объекты. Рождались целые посёлки со всей необходимой инфраструктурой, отодвигая всё дальше от полотна нехоженую тайгу.


– Обслуживал большие холодильные камеры для хранения продуктов, – вспоминает Анатолий Шемякин. – Был ответственным за оборудование. Следил за исправностью двигателя, работающего вентилятора, необходимым объёмом фреона. Снабжение, конечно, было отличное. Красная рыба, растворимый кофе и многое другое, чего дома в магазинах не было…


Там, на суровом, прокалённом летней жарой и зимней стужей, БАМе Анатолий проникся особым чувством к стальной магистрали, уважением к тем, кто её обслуживает, к людям в железнодорожной форме. Вероятно, эти новые душевные ощущения и сыграли определённую роль, когда, приехав погостить в родные края, решил остаться дома. Кто-то из знакомых предложил работу на станции Чернышевск-Забайкальский. Для начала в течение двух месяцев учеником помощника составителя поездов. Испытательный срок Анатолий с честью выдержал и стал помощником, а затем и составителем.


С большим теплом он до сих пор говорит о своих первых наставниках Алексее Лазаревиче, Илье Томилове, Фёдоре Шохиреве, Владимире Курникове, обучивших его столь непростой профессии составителя поездов, напрямую связанной с определённым риском. Она требует, прежде всего, собранности, внимания, безукоризненного соблюдения всех должностных инструкций.


– В то время составителю разрешалось прыгать на ходу с подножки вагона, двигающегося со скоростью 3–5 км/час, – заметил Анатолий Шемякин. – Надо было всегда помнить, в какую сторону прыгать, чтобы тебя не перевернуло и не бросило на землю или, того хуже, под вагон. Сейчас сход с подвижного состава составитель производит при полной его остановке.


Обрабатывали в смену по десять поездов в одном направлении. Много работали по формированию составов из полувагонов для погрузки угля в Букачаче, для “Заготзерна”, строительных организаций района и предприятий железнодорожного узла, которым поставляли стройматериалы, горючее и прочие необходимые грузы. Кроме того, формировали сборные поезда по станциям Куэнга, Приисковая, Сретенск, Кокуй, Нерчинск на участке Чернышевск – Шилка. Расформировывали порожние составы из вагонов для промывки их в Чернышевске на моечном пункте.


В те годы Анатолий окончил Читинский железнодорожный техникум по специальности “Организация перевозок и управление на транспорте”.


…Начало 80-х. Полным ходом шла реконструкция железнодорожного хозяйства. На станции Чернышевск-Забайкальский ввели полный размен локомотивов в грузовом и пассажирском движении. Строили новый виадук. Началась программа электрификации магистрали. Анатолию Шемякину, работавшему тогда уже заместителем начальника станции, памятны дни, когда в напряжённом темпе энергетики в тесном взаимодействии с движенцами устанавливали опоры для контактной сети.


- Мы тогда предложили монтировать поперечины для подвески контактной сети на опоры, используя платформу и кран, – заявил ветеран. – Это позволяло не перекрывать путь для движения поездов и значительно сокращало отведённое для такой работы время.


Позже по состоянию здоровья пришлось перейти на работу оператором поста централизации. Был дежурным по станции, маневровым диспетчером. Здесь-то и пригодились знания и опыт составителя поездов.


По словам сегодняшнего начальника станции Чернышевск-Забайкальский Владимира Слепцова, в соревновании смена Анатолия Шемякина всегда занимала первое место, считалась передовой в коллективе движенцев, постоянно выполняя в срок сменные задания.


– Я начинал работать с Анатолием Андреевичем в начале 80-х помощником составителя, – отзывается о старшем коллеге Владимир Владимирович. – Он мой первый наставник. Всегда спокойный и уравновешенный, очень порядочный, уважаемый всеми нами человек. В период электрификации магистрали показал себя грамотным командиром, умело руководя в общем процессе предприятиями узла.


…Трудовая книжка Анатолия Шемякина пестрит множеством записей о поощрениях. Он бережно хранит двое наручных именных часов. Одни, золотые, от министра путей сообщения, вторые – от начальника Могочинского отделения дороги, за вклад в проведение электрификации магистрали.


Сегодня в цехе дефектоскопии Чернышевской дистанции пути трудится его сын Андрей, недавно отслуживший в морской пехоте. Тоже спортсмен. Вот она – незримо существующая родовая нить поколений. Крепкая шахтёрская закваска передалась от деда через сына внуку…


Образование движенца имеет и жена Анатолия Андреевича – Елена Александровна. Она работала дежурной по станции, а сейчас занимается домашним хозяйством.


Глава семьи – большой огородник. Живёт в доме с приусадебным участком.


Сейчас Анатолий Шемякин в отпуске, а в конце августа ему исполняется 55. По выслуге лет собирается на отдых. Как сам признаётся, радует то, что годы, отданные профессии, прожиты не зря…



Автор: Юрий Мартыненко


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»