Доска почета отраслевой конкурс


Знаток торможения

Знаток торможения

Николай Багаев, машинист-инструктор локомотивного депо Минеральные Воды
Звезда

Благодаря машинисту-инструктору Николаю Багаеву в нынешнем году удалось предотвратить несколько предаварийных ситуаций и задержек поездов.


Не раз с его помощью были разрешены спорные ситуации, когда истинные виновники пытались переложить ответственность за случившееся на локомотивные бригады. Более того: к авторитетному мнению героя публикации прислушиваются и в дирекции тяги, когда при разборах надо определить причины спорного случая.


В начале нашего разговора Николай Багаев и поведал о недавних таких историях.


– Несколько месяцев назад неприятность приключилась с нашим машинистом Владимиром Ивановым, он ездит на новом пассажирском электровозе ЭП1М. Как известно, при вождении пассажирского поезда сейчас применяется режим автоведения: задается программа на конкретный перегон, участок, и автоматика выбирает самый оптимальный режим, – пояснил Николай Багаев.


Но современная техника иногда подводит. У Владимира Иванова при следовании на ЭП1М произошел сбой в работе оборудования, и система выполнила полное торможение в один прием – как на запрещающий сигнал. Если бы это было вызвано действиями локомотивной бригады, то нужно было бы вести речь о грубом нарушении технологии вождения. Машинист утверждал, что такого не мог допустить. После детального разбора с участием Николая Багаева подтвердилось: Владимир Иванов не виноват. Так уберегли машиниста от необоснованного служебного взыскания.


Речь тут вовсе идет не о защите чести мундира, а о другом: истина и справедливость дороже всего! Это особенно важно для профилактики различных нарушений, которые иногда граничат с преступной халатностью. Николай Багаев вспоминает случай, который несколько лет назад произошел со скорым фирменным поездом «Осетия».


– При подъезде к Ростову вышла из строя колесная пара одного из вагонов, который пришлось отцепить после прибытия на станцию. Вагонники попытались обвинить в случившемся локомотивную бригаду.


Специалисты из депо во главе с Николаем Багаевым выехали на разбор и вновь доказали: вины машиниста и помощника нет. Позже выяснились интересные подробности: вагонники, стремясь уйти от ответственности, даже колодки на вагоне поменяли. Но им это не помогло. Грамотный расчет того, как в реальности все было, помог выяснить правду, и с доводами локомотивного депо комиссия согласилась.


Немало машинистов Николай Багаев сумел «оправдать» в случае разрыва автосцепок в грузовых поездах, что считается особым браком. Традиционно считалось, что, если зафиксирован 100-процентный обрыв – то это точно вина машиниста. Но на практике так бывает далеко не всегда. Ни одного своего работника минераловодцы в обиду не дали, сделав точные расчеты, смогли доказать в ряде случаев, что, например, поезда были сформированы неправильно, поэтому автосцепки и не выдержали.


Как рассказывает Николай Багаев, чтоб быть на высоте, нужно постоянно штудировать горы технической литературы, общаться с коллегами из других депо и с других дорог. Словом, век живи – век учись.


Интересуюсь у собеседника: с чего он начинал свой трудовой путь, как состоялся профессионально? Оказывается, Багаев в юности вовсе не «грезил» работой на железной дороге, а попал на магистраль волею судьбы.


– Никто из моих родных не был железнодорожником. Пытался я поступить в Качинское военно-десантное училище, до того служил в десантных войсках. Но суровая медкомиссия не допустила к экзаменам по состоянию здоровья. Лишь после того, как получил среднетехническое образование, заинтриговала профессия машиниста. А потом, как водится, обучение в дортехшколах и дополнительные курсы – в Ростове, Тихорецкой, Минеральных Водах...


В 1979 году он на конкурсной основе был назначен на должность машиниста-инструктора. Большое доверие Николаю Багаеву оказал тогдашний начальник депо Григорий Булатецкий.


– Поручил мне «пассажирскую» колонну, где трудились квалифицированные машинисты, многие – с выс­шим образованием, первым классом вождения. Старался я как мог, и в общем-то получилось.


Николай Багаев своим добросовест­ным трудом и стремлением к самообразованию доказал: это и есть его призвание. Через несколько лет он стал машинистом-инструктором «с уклоном» – по автотормозам. Такие профессионалы есть на каждом предприятии локомотивного хозяйства, каждый считается одним из старших технологов в цехе эксплуатации. Помогает начинающим машинистам и коллегам-наставникам, отвечает за то, как бригады обеспечивают безопасность движения, контролирует цех расшифровки скоростемерных лент наравне с руководителями депо.


Во второй половине 1980-х Николай Багаев участвовал в организации вождения удлиненных поездов повышенного веса (до 8 тысяч тонн), чего потребовали возросшие объемы грузоперевозок. Пришлось создавать инструкции по вождению «тяжеловесов», упреждению обрывов автосцепок.


Вот так и доработал в депо до пенсионного «порога». Затем начальство предложило возглавить «грузовую» колонну. Он не отказался; поскольку мог еще внести свою лепту в пополнение контингента локомотивных бригад и обучение молодежи.


Тем более, что с каждым годом все труднее отбирать кандидатов для обучения на машинистов. В чем он убедился на примере студентов филиала РГУПСа, где вел спецкурс по тормозным системам локомотивов: сказываются и негативная демографическая ситуация, и слабый уровень знаний у вчерашних школьников, не знающих порой основных законов физики.


– По нашей инициативе было решено там организовать курсы обучения помощников машинистов, – рассказывает Николай Багаев. – Из самых толковых выпускников вуза мы вырастили много хороших машинистов. Часть их трудится и ныне в моей колонне.


Известно, что не каждый даже технически грамотный человек в силу личностных качеств, особенностей характера способен управлять локомотивом и водить поезда. В подтверждение этого машинист-инструктор приводит давнюю историю:


– Пришел к нам на работу Валерий С., который когда-то начинал трудиться помощником машиниста. Начальство просило этого специалиста с высшим образованием быстрее обкатать на машиниста для вождения поездов на кисловодском участке. Проанализировал обкатку Валерия и понял: нельзя ему доверить вождение поездов, да еще на столь сложном участке. И с этим мнением он нехотя согласился, хотя обида осталась. Зато я уверен: данным шагом мы предотвратили большое ЧП.


Профессиональное чутье всегда Николаю Багаеву подсказывает, кому еще надо подтянуться, а кто уже готов к этому делу. Одно из главных правил машиниста-инструктора – сомневаться и регулярно проверять своих подопечных. В их числе 28-летний машинист Дмитрий Стрекалов:


– Особых знаний на экзаменах он никогда не показывал. И я даже немного сомневался, сможет ли он нормально водить грузовые. Но при обкатке был приятно удивлен, насколько Дима уверенно и грамотно работает. Сейчас он уже освоил электровозы разных модификаций, водит тяжеловесные. За него я сейчас спокоен.


Доволен Николай Сергеевич и тем, как работает с конца прошлого года молодой машинист Николай Алексеев – старательный, целеустремленный. Правильно готовит технические формуляры, рекомендации по выходу из нестандартных ситуаций. Оформленные им документы Багаев в пример показывает и ветеранам.


Документация для локомотивного хозяйства – не обычная бумажка, это серьезные документы и отношение к ним соответственное. Николай Багаев, например, всегда внимательно изучает все, что поступает в депо. И может, например, поставить вопрос о разночтениях в отраслевых положениях и распоряжениях ОАО «РЖД», касающихся работы машинистов-инструкторов. На уровне дороги и Дирекции тяги его знают, за принципиальность и честность уважают.


– Если кто из машинистов что-то натворит – их наставники первыми несут ответственность. В этом смысле наша работа трудная и порой неблагодарная, – неожиданно сказал в финале нашей встречи Багаев. – Лично мне грех жаловаться на судьбу: вниманием со стороны начальства не обделен, имею награды и знак «Почетный железнодорожник», квартиру в свое время депо выделило. Сейчас приятно работать не только с молодежью, но и с нынешними руководителями нашего депо. С их стороны есть понимание того, что нужно и дальше заниматься отбором наиболее способных молодых, улучшать качество подготовки будущих машинистов.


Потому Багаев и согласился поработать столько, насколько хватит сил. Ну а сожалеет он только об одном:


– Если окончательно уходит на пенсию кто-то из моих коллег, он навсегда уносит бесценный багаж своих знаний. Их уже нигде не применишь, ни с кем ими не поделишься. А ведь молодое наше пополнение в том очень нуждается!


За долгое время работы в локомотивном депо Минеральные Воды почетный железнодорожник, один из лучших на СКЖД машинистов-инструкторов, Николай Багаев подготовил около тысячи квалифицированных специалистов.


Я узнал от коллег Багаева немало интересных фактов из его трудовой биографии. Во-первых, он один из немногих в масштабе сети дорог непрерывно трудится на одном предприятии 40 лет. В Минеральных Водах, образно говоря, через профессио­нальные руки Николая Сергеевича с начала 80-х годов прошел почти весь цех эксплуатации депо. Председатель профкома локомотивного эксплуатационного депо Минеральные Воды Юрий Бутов уверен: если молодого специалиста закрепили за Багаевым – считай, тому очень повезло. Благодаря советам, требовательности этого машиниста-инструктора впоследствии в рейсе он всегда достойно выйдет из любой нестандартной ситуации.

Автор: Владимир Тихов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»