Доска почета отраслевой конкурс


Девять раз на Луну и обратно

Девять раз на Луну и обратно

Виктор Рогожин, начальник фирменного поезда №13 «Южный Урал»
Призыв

В рейсах он участвует в тушении вагонов, помогает пассажирам в беде и постоянно муштрует своих подчинённых. За требовательный подход в своё время ему в шутку даже дали прозвище «фашист». Рогожин – начальник фирменного поезда №13 «Южный Урал».


Анализы сдал, а на математике засыпался


По сей день Виктор Николаевич удивляется, как судьба привела его в эту профессию. В семье железнодорожников никогда не было. Отец всю жизнь работал шофёром, а мама трудилась на заводе. В челябинской школе, в которую ходил мальчуган, действовал кружок юного железнодорожника. Подростка заинтересовали «все эти локомотивы, вагоны, рельсы и шпалы». Он проучился в кружке три года. Каждое лето практиковался на Челябинской малой железной дороге. Попробовал себя во всех специальностях. Но больше всего он, как и многие мальчишки, мечтал стать машинистом.


– Хотел пойти по этой стезе и дальше, но не срослось, – признаётся Виктор Николаевич. – Дело в том, что в то время я был порядочным лентяем, перебивался с тройки на тройку. После восьмого класса решил поступать в железнодорожный техникум, но не прошёл. Наверное, слишком много по улицам бегал, вместо того чтобы учиться. Особенно сложно давалась математика. Есть анекдот, как поступает Чапаев в университет. Сильно старался, но не прошёл комиссию. Так он Петьке удивлённо и говорит: «Слушай, Петька, анализы сдал, а на математике засыпался». Так и я провалился на этом предмете.


Впрочем, Виктор не отчаялся и пошёл учиться в другое училище, которое раньше находилось прямо по соседству с Челябинским вокзалом. Сейчас на его месте находится крупный торговый центр. После окончания училища на несколько месяцев устроился на Челябинский тракторный завод, а затем пришло время службы в армии. Направили его на границу («Туда, где Макар телят не гонял, как говорят в таком случае», – посмеивается начальник). Он служил в горах Памира, что в современном Таджикистане, на высоте более четырёх тысяч метров. После возвращения шесть лет отработал на Челябинском автоматно-механическом заводе.


– О железной дороге как-то даже и не вспоминал, – продолжает Виктор Николаевич. – А тут сосед оказался поездным электромехаником. Он-то и давай меня сманивать на «железку». Всё рассказывал, как у них хорошо работается. И, как ни странно, ему удалось меня убедить. Сначала я тоже ­хотел пойти трудиться поездным электромехаником. Но начальник отдела кадров сказал, что все вакансии уже заняты. И тут неожиданно предложил мне выучиться на начальника поезда. Отказываться, конечно, не стал. Хотя позже выяснил, что работа эта совсем не лёгкая. Многие мои однокашники бросали учёбу и уходили.


Кстати, чуть позже, в начале лихих 1990-х, я выяснил, что не зря с завода ушёл – зарплату рабочим «замораживали», производство стояло. А на Южно-Уральской дороге всегда ­выдавали заработную плату исправно.


С детской мечтой о профессии машиниста пришлось расстаться. С 1980 года Виктор Николаевич работает начальником поезда.


Наглецов – выкидываем!


Окончание курсов приходилось как раз на летние пассажирские перевозки. «Новобранцам», естественно, сразу же поезд никто бы не доверил. Поэтому приходилось работать на подмене. Мой собеседник отлично помнит первый собственный поезд сообщением Челябинск – Чита. Путь неблизкий, мало ли что может произойти. Молодой человек поначалу места себе не находил, не знал за что схватиться. Но всё обошлось без происшествий.


За прошедшие 32 года чего он только не повидал и с какими людьми ни общался. Самое главное – удавалось найти общий язык с пассажирами.


– Разные люди встречаются, – говорит начальник фирменного поезда. – Иногда даже приходилось действовать не по прописанным документам, а по собственному чутью. Интересная ситуация была в 1987 году. В одном из вагонов ехала воинская группа. А с ними офицер и сержант. Так вот офицер изрядно выпил и начал приставать к проводнице. Вёл себя нагло, мои призывы успокоиться даже не слушал. Я договорился с механиком, здоровым таким мужиком, чтобы он подождал меня в тамбуре. Сам пригласил в тамбур офицера. Открываем боковую дверь, и я говорю военному: «Если не успокоишься, мы тебя просто выкинем!». Наверное, он воспринял мою угрозу всерьёз, потому что его вдруг стало, что называется, не видно, не слышно.


Неординарный случай также произошёл уже на 13-м поезде. Представляете, загорелся вагон. Потом уже, по результатам расследования, выяснилась причина. Перед нашими вагонами шёл почтовый московского формирования. Мы-то едем на электрическом отоплении, а он – на угольном. Крышка люка вагона оказалась недостаточно затянута. Всего лишь одной маленькой искры, которую затянуло в вентиляцию, хватило для воспламенения диффузора. ЧП мы вовремя заметили. Поезд остановился на перегоне, моя бригада в полном составе сбежалась с огнетушителями. Сработали отлично. Через некоторое время поезд поехал дальше.


Не «фашист», а справедливый начальник


Как выяснилось, начальник поезда, помимо всего прочего, должен быть ещё и отличным психологом. Не каждый человек сообразит, как вести себя в ситуации, когда одни пассажиры купе жалуются на холод, а другие – на жару. Умение не растеряться даже в самой сложной ситуации отличает и Виктора Рогожина.


– Не секрет, что в дороге у людей могут возникнуть проблемы со здоровьем и требуется помощь, – рассказывает он. – Последний случай произошёл полгода назад. Мы как раз выехали из Москвы, когда у одного из пассажиров начался приступ астмы. Я сделал объявление по громкой связи, попросил собраться людей, имеющих медицинское образование. Хорошо, что пассажирам оказалось не всё равно, нашлись доктора. Ситуация осложнялась и тем, что до ближайшей остановки было ещё четыре часа ходу. Мы оказались перед выбором: останавливать поезд и вызывать скорую помощь или ехать до станции. Но всё, к счастью, оказалось не так уж плохо. По совету докторов, мы открыли все окна, чтобы обеспечить доступ чистого воздуха. Пассажиру полегчало, мы благополучно добрались до Челябинска.


Неудивительно, что в книге отзывов поезда множество благодарственных слов от пассажиров. Некоторые даже умудряются сочинять небольшие стихи.


Сам Виктор Николаевич уверен, что такое качество работы было бы невозможно без жёсткой дисциплины и, как следствие, слаженной работы. С каждым своим подчинённым он старается найти общий язык. Его считают очень требовательным начальником. В самом начале трудового пути за твёрдость характера его даже называли «фашистом». Кстати, в повседневном общении он не производит впечатления чрезмерно жёст­кого человека.


– Было такое прозвище, чего таить, – посмеивается он. – Ведь работники разные бывают. Но недисциплинированного поведения я не потерплю. Могу поговорить с проводником, объяснить свою точку зрения. Но если уж не получается, то выход только один – распрощаться. К счастью, такой итог скорее редкость. Вы поймите, в пути мы отвечаем за жизни пассажиров, свои жизни. Я всегда делаю упор на соблюдение техники безопасности. Ведь не секрет, что эти правила написаны «кровью» других людей.


Дорога подарила Любовь


Бригада Рогожина не раз занимала лидирующие места и на дорожных, и на сетевых соревнованиях среди фирменных поездов. Он признаётся, что конкурировать очень сложно, ведь непросто сравнивать эталоны. Везде работают профессионалы.


Коллективу одного из лучших поездов России в этом году выдан так называемый «Паспорт доверия». То есть качество работы этих людей настолько высоко, что он не попадает под проверки ревизоров. Однако, говорят проводники, необходимо не только завоевать, но и удержать столь высокое звание.


Как признаётся мой собеседник, железная дорога подарила ему многое. Но самое главное – супругу Любовь. Они не расстаются и в поездах, так как вторая половинка Виктора Николаевича трудится в том же поезде проводником.


За прошедшие 32 года Виктор Рогожин «накатал» немало километров, по приблизительным подсчётам порядка семи миллионов. Таким образом, он как минимум 175 раз обогнул земной шар или девять раз слетал на Луну и обратно.


– Самое приятное, когда пассажир признаёт качество нашей работы, – говорит начальник 13-го поезда. – Согласно последним правилам, мы как минимум два раза в сутки должны обходить вагоны. Общаться с людьми. Удивительно, но иногда человеку даже и не требуется помощь. Он просто хочет рассказать, что у него на душе. В каких-то ситуациях пытаешься переубедить или помочь. Никогда не стеснялся признавать свои ошибки, если таковые имели место быть. Я часто привожу в пример одного из студентов, который летом работал проводником. Случай произошёл в 1987 году. Загорелся генератор в вагоне. Пламя вовремя потушили, но в вагоне перестало работать освещение, да и с водой начались проблемы. Конечно, пассажиры были раздражены. Но когда мы добрались до пункта назначения, я не поверил своим глазам – люди, выходя из вагона, благодарили своего проводника студента. Вот что значит грамотный подход к делу!

Автор: Александр Кичигин


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»