Доска почета отраслевой конкурс


«Их награды – моя гордость»

«Их награды – моя гордость»

Лидия Антоненко , инструктор производственного обучения пункта технического обслуживания вагонов станции Астрахань-2 эксплуатационного вагонного депо Астрахань
Звезда

В железнодорожной отрасли есть немало профессий, где, казалось бы, не место представительницам слабого пола. Но тем больше уважения вызывают женщины, которые на своей работе добились авторитета среди коллег-мужчин.


5 октября в Саратове, во время празднования очередного дня рождения нашей компании Лидии Антоненко, почётному работнику Приволжской железной дороги, инструктору производственного обучения пункта технического обслуживания вагонов станции Астрахань-2 одноимённого эксплуатационного вагонного депо, была вручена высокая награда – именные часы президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Столь значительную оценку получили её многолетний труд и немалый вклад в обеспечение безопасности движения поездов.


А сколько за прошедшие почти три десятка лет работы было обучено осмотрщиков вагонов и молодых инструкторов?


– Их награды – моя гордость, – скромно говорит Лидия Степановна. – Всё, что потом было вложено в других работников, получено, изучено и освоено собственным опытом, который не давался легко.


Хочу в железнодорожницы


Другого направления работы и жизни, кроме как на Приволжской магистрали, моя собеседница не представляла с самого детства. И не представляет до сегодняшнего дня. Мечтала быть проводницей пассажирских составов, увидеть мир, вдохнуть особую романтику дальних маршрутов. Но только жизнь складывалась по-иному.


Семья была большая, у родителей росли девять детей, Лидия – младшая. Отца не стало, когда малышке едва исполнилось девять месяцев. Все заботы о детях несла на себе мама. Сначала она работала уборщицей в вагонном депо на Астрахани-2, и маленькая дочка была при ней с трёх лет. Подрастая, Лида помогала матери, знала всех осмотрщиков, с интересом и детским любопытством наблюдала за их работой. Потом мама перешла в смазчицы вагонов, а когда девочке было 15 лет, её самого близкого человека не стало...


Нужно было решать, что делать и как жить дальше. Единственный выход – идти работать. Но на железную дорогу, куда она мечтала попасть, брали только с восемнадцати лет. Тогда Лидия Антоненко, окончив восемь классов, устроилась почтальоном, а через три года всё равно пришла в депо. Трудилась смазчицей, училась в вечерней школе, которую позже окончила всего с одной четвёркой, по остальным предметам у неё было «отлично». И всё-таки хотелось большего.


В профессии вагонника для Лидии было интересно всё. Так она выучилась на осмотрщика-автоматчика, хотя, признаемся, не совсем это женское дело. В железнодорожной терминологии даже нет «женской» разновидности её названия – «осмотрщица»: казалось бы, с самого начала подразумевается, что этим должны заниматься исключительно мужчины.


– Я очень благодарна тёте Вале Денисенко, которая выучила меня на осмотрщика за четыре смены, – с теплотой в голосе рассказывает Лидия Степановна. – На пятую смену я сдала успешно экзамены и стала сама отправлять поезда. Страшно не было, ведь, работая смазчицей, я присматривалась, как работают автоматчики, локомотивщики, с восторгом разглядывала огромные машины...


Да, романтика у каждого своя. И может быть, от того, что профессия привлекала, была интересна, девушка чувствовала уверенность в собственных силах. Повезло, что и наставники поддерживали молодую труженицу. Старший смены, почётный работник дороги Виктор Поздняков, наблюдая, как бойко Лида справляется со своими обязанностями, не боится спрашивать и внимательно слушает объяснения, только удивлялся: «Да ты – прирождённая железнодорожница!». Такие слова из уст опытного и строгого профессионала дорогого стоили.


Научить, прежде чем требовать


В 1998 году Антоненко была назначена старшим осмотрщиком вагонов. Представьте, каково было оказаться в этой должности молодой женщине: под твоим началом – десятки мужчин, отработавших большее количество лет, чем прожила ты сама!


– Ходила с ними по составам, – вспоминает Лидия Степановна, – показывала, как надо работать. Приходилось даже самой колодки менять не раз. Но, я считаю, прежде чем требовать, надо научить людей. Поэтому, когда видела недоработки, собственным примером показывала, что всё выполнимо, отговорок быть не может.


Через четыре года она становится инструктором – единственной женщиной в этой должности на Приволжской железной дороге. Опыта для этой работы было достаточно, а вот уровень образования, конечно, требовалось повысить. Следовательно, предстояло брать новую высоту – Волгоградский техникум железнодорожного транспорта. Его Лидия Антоненко окончила с красным дипломом.


На новой должности надо было обучать вагонников, показывать, доказывать, контролировать их работу. И снова – преимущественно в мужской среде. Как справиться? Крепким словцом или, может, «пряником»?


– Нет, – смеётся инструктор, – крепких выражений я не использую. Единственное, что могу себе позволить, это повысить тон. Тогда всем становится понятно, что я разозлилась. Вот, к примеру, сегодня на планёрке пришлось отругать осмотрщика, который проработал пятнадцать лет. Но в результате свою ошибку он осознал и исправил. Думаю, слушаются меня потому, что есть опыт и авторитет, ведь я дольше всех работаю на этом ПТО.


И всё-таки мне хотелось услышать мнение мужчин.


– От станции Астрахань до порта Оля все осмотрщики вагонов прошли школу Антоненко, – делится со мной старший по контролю работы постов безопасности ПТО Анатолий Гладилин. – И я сам в том числе, когда пришёл работать в депо. Спуску Лидия Степановна нам не давала, что было оправдано той долей ответственности, которая лежит на наших плечах, – ответственности за обеспечение безопасности движения поездов. Лично мне стыдно было стоять перед женщиной и не знать, не уметь того, что умеет и знает она. За глаза её называют «ходячей инструкцией», уважают за принципиальность и грамотность.


– Именно, – улыбается моя собеседница, – у других женщин на рабочем столе духи или губная помада, а у меня – сплошь инструкции и распоряжения. Ведь модернизация железнодорожного транспорта не останавливается, техника меняется, обновляется. Я всё изучаю сама, разбираюсь досконально, а потом уже объясняю людям. Главное, что после изучения нового мы всё осваиваем на практике. Пять лет назад у нас появился полигон, там имеются различные макеты с неисправностями. Есть учебный класс, где, можно сказать, всё сделано моими руками. Без преувеличения, некоторые макеты пинцетом собирала. Всё для того, чтобы была наглядность обучения. Сейчас после дорожной технической школы к нам приходит много молодёжи, и я с каждым занимаюсь индивидуально.


Есть повод гордиться


Помимо основной работы инструктора производственного обучения Лидия Степановна вот уже двенадцатый год возглавляет совет общественных инспекторов предприятия. Здесь под её началом группа из 30 добровольцев – инспекторов по безопасности движения поездов, которые работают на всех четырёх пунктах технического обслуживания Астраханского вагонного депо. С ними наша героиня проводит занятия, объясняет, на что необходимо обратить внимание. С безопасностью движения поездов связано очень многое, поэтому бдительность необходима стопроцентная. Кроме контроля за качеством обработки поездов проводятся проверки выполнения требований охраны труда, наличия запчастей, качества текущего ремонта, состояния парковой связи, освещения и междупутий. Ежемесячно Антоненко составляет планы работы с указанием фамилии конкретного общественного инспектора, даты проверки и её объекта. На других ПТО помощь председателю совета оказывают руководители групп общественных инспекторов.


– Когда обученные мной работники обнаруживают трудновыявляемые неисправности, я испытываю гордость, – говорит моя героиня. – Например, в мае этого года наш молодой осмотрщик Сергей Маслов выявил трещину диска колеса у вагона. Это очень серьёзный дефект. Хотя, конечно, на железной дороге практически любые неисправности могут привести к необратимым, трагическим последствиям.


Вот лишь некоторые показатели работы общественных инспекторов по безопасности движения поездов, которые были достигнуты под руководством опытной наставницы за девять месяцев года: проведено 684 проверки, осмотрено 347 поездов, выявлено 1350 неисправностей, в том числе предотвращено 5 случаев брака.


Думаю, что серьёзно относиться к своему делу инспекторов-общественников заставляет не только материальная заинтересованность в виде премий, но и ответственность перед Лидией Степановной. Она спрашивает строго. Правда, и защищает осмотрщиков, когда это необходимо, отстаивает их права. Лично наблюдала, как эта невысокая женщина с трибуны социально-экономического форума настойчиво призывала вспомнить о вагонниках, об условиях их труда.


Поддержка и опора


Лидию Степановну трудно застать на месте. Даже договориться об интервью оказалось не простым делом. Антоненко всегда с людьми, в парке или на линии, в командировке – словом, там, где требуется её присутствие. Зная про такой сложный рабочий график, невольно задумаешься: как только у неё хватает времени на семью?


– Семья – моя поддержка и опора, – говорит она. – Большое спасибо мужу Павлу. Он хоть и не железнодорожник, работает в другой отрасли, но понимает меня. Хотя о служебных проблемах дома рассказывать не разрешает. И это правильно: дома надо отдыхать от работы.


У Лидии и Павла двое детей, уже взрослых. Сын Сергей, к сожалению, болен, а дочь Виктория, не решаясь идти по стопам мамы, выбрала юридическую специальность. Возможно, будущие внуки захотят продолжить династию Антоненко, но это будет их осознанный выбор: среди железнодорожников случайных людей не бывает.


Впрочем, сейчас эту энергичную женщину трудно представить в роли бабушки, мирно читающей внучатам сказки и занимающейся вязанием носков. Но это вовсе не означает, что быть просто женщиной ей сложнее, чем руководить большим числом мужчин. Порой случается, что женщина, занимаясь мужским делом, утрачивает свою женственность. С Лидией Антоненко подобного, к счастью, не произошло. Да, взгляд строг, но всё остальное – макияж, причёска, костюм – не позволяет усомниться на сей счёт. А на 8 Марта Лидия Степановна всегда получает цветы от тех, кого учит и уже выучила. Про день её рождения тоже помнят работники каждой смены, не оставляя наставницу без внимания. Как признаётся она сама, это трогает порой до слёз.


Вот такой же приятной неожиданностью стало вручение именных часов президента компании «Российские железные дороги». Хочется надеяться, в трудовой биографии героини нашего рассказа это не последняя высокая оценка её профессионализма и преданности делу.

Автор: Наталья Рузмикина


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»