Доска почета отраслевой конкурс


На стремнину от «Днепра-21»

На стремнину от «Днепра-21»

Вячеслав Трайкович, заместитель начальника Московского информационно-вычислительного центра
Московский железнодорожник

Герой этого очерка – Вячеслав Трайкович, заместитель начальника Московского информационно-вычислительного центра, начал беседу с вопроса: «Полчаса нам хватит?» И такая надежда и просьба сквозили в этом вопросе, что сразу понял: этот человек очень не любит отрываться на что-либо постороннее во время работы и разговорить его будет ох как не просто.


Опасения полностью оправдались. Вот то немногое, что удалось узнать у этого исключительно скромного человека, который очень не любит говорить о себе.


Родился Вячеслав Лазаревич в Брянске 3 июля 1952 года в семье ветеранов Великой Отечественной войны. И отец, и мать были железнодорожниками, работали в Брянском отделении, так что и юному Славе особо выбирать не пришлось. Желание и судьба, как, впрочем, бывает в жизни достаточно редко, совпали и привели его на студенческую скамью в Московский институт инженеров транспорта, теперь – Московский государственный университет путей сообщения. А так как в школе одним из любимых предметов была математика, то и в институте он выбрал специализацию «Прикладная математика». Уже с четвёртого курса института на кафедре «Системное математическое обеспечение» он занимается по своей специальности. В 1974 году Вячеслав оканчивает институт и в том же году приходит на Московскую железную дорогу, где работает и по сей день.


Первая должность Вячеслава Лазаревича звучала так: инженер-математик отдела автоматического управления и регулирования на сортировочных станциях вычислительного центра Московской железной дороги (на станции Орехово-Зуево). Начинал он свою трудовую карьеру на вычислительных машинах «Днепр-21», которые в те времена занимали целый зал.


А 1 октября нынешнего года уже исполняется ровно 38 лет, как он работает по специальности инженер-программист в Московском информационно-вычислительном центре. Всё это время Вячеслав Трайкович занимался и продолжает заниматься сейчас информационным обеспечением грузовых перевозок.


За эти годы он прошёл все ступени железнодорожной карьерной лестницы до своей нынешней должности – заместитель начальника Московского информационно-вычислительного центра – структурного подразделения Главного вычислительного центра – филиала ОАО «Российские железные дороги». Звучит, конечно, достаточно громоздко. Но суть в том, что всю жизнь Вячеслав Лазаревич остаётся верным однажды выбранной профессии, что в наше время случается, согласитесь, нечасто.


Эти нехитрые подробности биографии мой собеседник сообщает буквально в телеграфном стиле, поминутно поглядывая на часы. Разговор неоднократно прерывается телефонными звонками. Вячеслав Лазаревич с извинениями прерывает беседу, отдаёт чёткие распоряжения.


Чтобы лучше понять, чем занимался мой собеседник, обратимся к буклету, изданному к 50-летию Московского ИВЦ. В нём говорится, что в 1975 году была сдана в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления дороги, в составе этой системы решалось 59 задач, связанных с планированием и управлением перевозочным процессом, улучшением использования подвижного состава и других технических средств. В это же время внедрялась и развивалась автоматизированная система управления сортировочными станциями. Впервые эта система была опробована и внедрена в 1975 году на базе сортировочной станции Орехово-Зуево, а к 1985 году было автоматизировано управление шестью крупнейшими на дороге сортировочными станциями: Орехово-Зуево, Люблино-сортировочное, Перово, Бекасово-сортировочное, Смоленск-сортировочный и Брянск-Льговский.


К этому процессу, как оказалось, мой собеседник, имеет самое непосредственное отношение. Но об этом мне поведала уже его бывшая подчинённая, а ныне тоже заместитель начальника Московского ИВЦ Елена Бариева.


– В 1982 году я пришла в отдел автоматизированных систем управления станции Бекасово, которым тогда руководил Вячеслав Лазаревич. Именно он был создателем отдела, направлял и координировал всю работу. Тогда нас было всего человек 18, в основном молодёжь. Наш лидер всегда приветствовал наши предложения, никогда не подавлял инициативу. Он прекрасно умеет направлять обсуждение самого сложного вопроса в нужное русло, у него есть глубокое понимание информационных проблем. Вячеслав Лазаревич всегда говорил нам, молодым: «Давай, пробуй!» Очень любит самую современную технику. Когда появились первые электронные телетайпы, приволок один такой на станцию на своём горбу. Всех водил показывал, какая у нас скоро будет новая замечательная техника. Это был конец 1980-х – начало 90-х годов. Когда появились первые персональные компьютеры, он опять же первым притащил машину на станцию. Да и сегодня решает все технические вопросы центра обработки данных. Это человек, который не просто стремится идти в ногу с техническим прогрессом, но старается быть впереди него. Трайкович из тех людей, кто не умеет спокойно жить. Он специалист от бога.


А вот что говорит о Трайковиче его непосредственный руководитель – начальник Московского ИВЦ Михаил Кононов.


– Вячеслав Лазаревич – человек абсолютно ответственный. Даже малейшую частицу своей ответственности никогда не перекладывает на другого. Любое задание, которое выполняют его подчинённые, всегда пропускает через себя. Если кому что-то поручает, то всегда тщательно контролирует. Если что-то не получается, помогает сделать правильно. Он не только специалист высочайшего класса, но ещё и воспитатель. На службе его можно увидеть в семь часов утра, хотя рабочий день начинается в девять. Выходной ли, праздник, если надо, он на своём месте. Не помню, чтобы он принял неправильное решение на производстве. Одновременно он очень добрый и мягкий, не злопамятный человек. А к подчинённым относится просто по-отечески.


Сегодня под руководством Вячеслава Трайковича – отделы автоматизированных систем оперативного управления грузовыми перевозками, технологического сопровождения автоматизированными системами управления, грузовыми перевозками и местной работой, баз данных и прикладного программирования, автоматизированных систем диспетчерского управления и производственный отдел.


Свою основную задачу мой собеседник видит в том, чтобы оперативно поставлять нужную информацию, которая обеспечивает управление всем железнодорожным хозяйством, чтобы каждый вагон был отправлен в срок и в нужном направлении.


– Естественно, такой сложный организм должен работать круглосуточно и бесперебойно, – говорит он. – Этим мы и занимаемся.


Сегодня, по его словам, в МИВЦ уже пришли к системам принятия решений и выдачи плана работ всей Московской железной дороги. Учитывая нынешнее развитие средств автоматизации и информатизации, можно предположить: не за горами автоматизированное управление поездами. И случится это, как прогнозирует Вячеслав Лазаревич, уже максимум через пять лет. Это неизбежно, считает он, если поезда будут ходить со скоростью 200 км в час и быстрее.


Понятно, что такой труд получил заслуженную оценку. Вячеслав Трайкович награждён медалью «В память 850-летия Москвы», знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет», именными часами президента ОАО «Российские железные дороги», знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».


Мой собеседник женат. Сын и дочь тоже работают в сфере информационных технологий, но не на железной дороге. Но главное – он счастливый дедушка. Внучке – уже 11 лет, сообщает он с гордостью.


В молодости наш герой увлекался спортом. Играл в футбол, хоккей и баскетбол. Болеет за футбольный клуб ЦСКА. Однако сегодня главное хобби – работа и программирование, что для него, собственно говоря, одно и то же.


На вопрос, хотел бы он что-то поменять в своей жизни, Вячеслав Трайкович ответил, что скорее нет, чем да. Но всё же, кое-где, кое в чём он считает, что опоздал, не сумел вовремя переключиться с одного на другое, не просчитал последствия, не сменил направление, если можно так выразиться, «главного удара». В результате некоторые проекты, работы, продукты не получили должного развития.


О себе же, своей работе и судьбе Вячеслав Лазаревич говорит: «Железнодорожник – это диагноз».

Автор: Андрей Городнов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»