Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Крепкий орешек

Крепкий орешек

Валентина Житлова, дежурная по переезду
Победитель Конкурса
На переезде 1648/1649 Армавирской дистанции пути за смену проезжает порядка 27 тысяч автомобилей и 60 пар поездов. За десять лет работы на этом месте Валентина Житлова повидала многое и знает, что уповать на дисциплинированность водителей – себе дороже.

26 октября 2015 года всё шло нормально, пока в 15.14 со стороны города не появился КАМАЗ, гружённый песком. В это же время приближался грузовой поезд в направлении станции Армавир-Ростовский. Сработала автоблокировка, стали опускаться шлагбаумы. Водитель КАМАЗа, который сначала остановился, неожиданно вдруг резко рванул вперёд, выехал на путь и встал как вкопанный, не имея возможности продолжить движение. Охнув, Валентина Юрьевна в ту же секунду рванула пломбы и вызвала машиниста, сообщив о препятствии на переезде.

Удостоверившись, что машинист её услышал и применил экстренное торможение, она срочно доложила о происшествии дежурной по станции, а также мастеру участка и начальнику дистанции пути. Переведя дух, выбежала к КАМАЗу: «Что ж ты делаешь, а?!»

Поезд, который, к счастью, шёл с небольшой скоростью, смог остановиться в нескольких метрах от застрявшего КАМАЗа. Если бы он шёл с большей скоростью, трагедии было бы не избежать. Но увидеть адекватную реакцию водителя в такой ситуации – мечтать не приходится. Вместо «спасибо» он стал агрессивно «качать права». На переезд срочно выехали старший мастер Александр Марченко и заместитель начальника дистанции Дмитрий Татарников, подъехал наряд ГИБДД. К этому моменту Житлова уже опустила плиты УЗП, вручную подняла шлагбаумы, КАМАЗ освободил путь. Задержка движения составила 26 минут.

– Продолжая делать всё возможное, чтобы убрать КАМАЗ с двухпутки, я, не останавливаясь, выясняла отношения с лихачом, – вспоминает Валентина Юрьевна. – Вроде бы не мальчик, лет 50 на вид, водитель КАМАЗа, значит, опыт какой-то должен присутствовать. Как можно не заметить запрещающий сигнал о закрытии переезда?!

Когда всё закончилось, мастер участка Александр Марченко понял, что у дежурной – реальный стресс.  

 – Странно, ты молчишь, – сказал он. – Обычно ты кричишь. Давай вызовем подмену! 

Валентина Юрьевна отказалась, до конца смены осталось немного времени. Выпив пару рюмок корвалола, заступила снова на дежурство…

Несмотря на такие вот случаи (к счастью, нечастые), Валентина Юрьевна любит свою работу. Потомственный железнодорожник, она с детства не представляла себе другой судьбы. Семья её жила практически в шаговой доступности от железной дороги, рядом с «ватным» переездом (недалеко от Армавирской ватной фабрики). Дед, Василий Калашников, работал старшим кондуктором. Кондукторы раньше ездили в хвостовых вагонах. Дед заранее сообщал, когда будет ехать через переезд, и Валентина бегала встречать дедушкин поезд, чтобы помахать ему рукой. Потом и три ее тётки, и племянница стали проводницами, другая родственница работала дежурной по станции. Пошла работать на железную дорогу и Валентина. С 1978-го она начала трудовую деятельность в техконторе, хорошо показала себя в работе и её перевели на должность оператора станции Армавир-Ростовский. Обучение прошла прямо на месте. Лёгкая на подъём, она откликнулась на призыв поехать в Хабаровск, где строился большой железнодорожный парк. Там она полгода проработала оператором поста централизации станции Хабаровск-2, а ещё познакомилась с будущим мужем, который работал машинистом на тепловозе. После свадьбы молодожёны уехали в Ташкент, работали там четыре года – Валентина – дежурной по станции Бараж, а Александр – машинистом. В Армавир вернулись в 1988 году, где Житлова приступила к обязанностям дежурной по станции Армавир-Ростовский.

А потом в связи с сокращением штата она потеряла работу, трудилась не по специальности. Вспоминает, как тосковала по железной дороге. Выходила на свой «ватный» переезд и плакала. Но всё равно знала, что вернётся. Рано или поздно. И такое время пришло. Начальник станции Геннадий Финогенов, предложил ей вернуться на дорогу приёмщиком поездов. В тот же день она уволилась, потеряв в зарплате, чтобы в любую непогоду обходить поезда, проверять пломбы и чувствовать себя счастливой только от того, что она снова связана судьбой с железной дорогой! А потом, после ёще одной реструктуризации,  она решила стать дежурной по переезду – сначала пошла работать на второстепенный переезд Марковский, а 10 лет назад – на напряжённый 1648/1649. 

Где-то должен быть косяк, на котором Валентина Юрьевна может ставить зарубки при каждом предотвращённом столкновении. Потому что ситуация на переезде 26 октября прошлого года – не первая в её  биографии. Однажды молодой водитель не справился с управлением, и машина заглохла на переезде, когда уже опустились шлагбаумы. Поезд, благодаря дейст¬виям Житловой, затормозил совсем рядом. Пришлось вручную выталкивать автомобиль с путей, при этом пассажиры этого авто, не оказывая ей помощи, ещё и попытались повесить на неё вину.

А ещё был случай, когда автопоезд протаранил, сложил в гармошку все шлагбаумы и попытался скрыться. Передав пост сменщице, она на попутке бросилась вдогонку, догнала, заставила водителя вернуться на переезд для разбора. Кстати, вернулась на машине, сопровождавшей автопоезд, с какими-то накачанными парнями, и только потом сообразила, что ведь могла и сама пострадать.

Вспоминает, как опять же выталкивала с переезда с помощью других водителей машину, из которой даже не вышли водитель и пассажиры, а потом ещё и наслушалась угроз в свой адрес. 

С тех пор носит в кармане газовый баллончик. На крайний случай. Место неспокойное, окраина Армавира, рядом – зона. 

– Культура и ответственность автовладельцев – низкая, – говорит Валентина Юрьевна. – Ругаются, угрожают, один как-то за грудки меня тряс, что в порошок сотрёт – ни одной пуговицы на одежде не осталось. А сменщице моей угрожали пистолетом, ей пришлось закрыться в дежурке. Нервная работа. Но ничего, мы тётки крепкие, справляемся! 

Справляться-то справляются, но вот просили написать, что очень нужно застеклить и поставить решётку на балконе второго этажа дежурки – оберег от особо энергичных водителей. А также остро необходима видеокамера, фиксирующая ситуацию на переезде. Случаются вот такие вот истории по вине водителей, дежурная пишет рапорт, а он даёт свои показания – мол, меня вообще там не было, я в это время под Ростовом ехал. А со свидетелями туго – не каждый водитель на переезде согласен подтвердить, как на самом деле было дело. 

Неудивительно, что дома ей хочется покоя. Берёт спицы и вяжет кофточки своему любимому полуторагодовалому внуку. 

– Что ты глаза портишь опять?! – возмущается муж.  

– Я же после смены, – поясняет Валентина  Юрьевна.

И ей хорошо… 

Автор: Юлия Олейникова


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»