Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Одна колея на двоих

Одна колея на двоих

Константин Ворошилов Иван Тупицын, локомотивная бригада
Тонкий слой снега ещё покрывал холодную мартовскую землю и растворявшиеся в темноте ночи электрические снопы света, падая вниз на ледяные кристаллы, обеспечивали лучшую видимость. Грузовой поезд № 2997 двигался в направлении Шарьи, уже оставив позади несколько часов однообразного путевого пейзажа и километры поблёскивающей стальной колеи. А далеко впереди всё то же...

С грохотом автоматной очереди
Машинист со своим помощником переглянулись. Хорошо бы чаю. В паре они работают меньше года, но почти сразу научились понимать друг друга с полуслова. Для Константина Иван – первый младший напарник, и из рядового коллеги, помощника как-то вдруг превратился в хорошего товарища и даже друга. И уже привычными для них стали вылазки на природу семьями, разговоры по душам, ремонт совместными усилиями.

Шёл третий час ночи, когда электровоз ВЛ-80, следовавший по нечётному пути, переехал так называемую нейтральную вставку – токораздел двух тяговых подстанций. Спускаясь с горки на перегоне Марадыковский – Котельнич-1, локомотивная бригада увидела приближающийся им навстречу грузовой поезд. Как и полагается, согласно шахматной системе контроля, Константин и Иван приготовились к внимательному осмотру проходящего состава. До скрещивания оставалась не больше 400 м, когда внезапно показалось – между вагонами что-то светлеет.

– Искрит? Ты тоже это видишь? – обеспокоенно спросил Константин.

– Да, вроде что-то там неладно, – услышал в ответ.

И всё ярче и ярче становился рвущийся в темноту свет. Стало ясно – искрила не колодка, было здесь что-то более серьёзное. Оказавшись совсем близко от того места, где скрывалась неисправность, вздрогнули разом. Вырываясь из-под сошедшей с колеи колёсной пары щебёнка с грохотом автоматной очереди выстрелила по юбке электровоза. Ещё подумалось обоим: «Хорошо, что у встречного цистерны порожние, а если бы перевернулись...»

Сегодня машинист электровоза ТЧЭ Лянгасово Константин Ворошилов и его помощник Иван Тупицын вспоминают о случившемся спокойно, но в ту злую ночь, конечно, поволновались. А как же иначе, ведь подобный случай для железной дороги – это серьёзное происшествие!

– Об увиденном мы тут же сообщили бригаде встречного поезда, – говорит Константин.

– Примерно тогда же у них сработало и автоматическое напольное устройство, – продолжает Иван. – После нашего сообщения они применили экстренное торможение.

И снова подхватывает старший коллега:
– По прибытии на станцию Котельнич сообщили о случившемся дежурной по станции и попросили, чтобы вагонники вышли осмотреть наш состав, ведь нас могло зацепить. Но оказалось всё в порядке, дальше уже спокойно добрались до Шарьи.

В официальном представлении к поощрению локомотивной бригады, проявившей себя с самой лучшей стороны, от имени исполняющего обязанности начальника Горьковской дирекции тяги Андрея Метёлкина написано так: «...За высокую профессиональную ответственность при исполнении служебных обязанностей, проявленную бдительность в обеспечении безопасности движения поездов Горьковская дирекция тяги ходатайствует о награждении знаком «За безопасность движения на Горьковской железной дороге».

Каждая поездка – новое приключение
Это их первая награда, но, думается, не последняя. Со мной соглашается машинист-инструктор локомотивных бригад депо Андрей Ивонин.

– Я считаю, что у каждого есть потенциал. Вопрос только – пользуется им человек или нет. Думаю, эти ребята воспользуются им в полной мере – подчёркивает Ивонин. – В профессиональном плане они – ответственная команда. Добрые и отзывчивые люди, вежливые и всегда готовые прийти на помощь.

Не менее благосклонна в своей оценке и исполняющая обязанности начальника резерва локомотивных бригад ТЧЭ Лянгасово Светлана Селиванова.

– Я с ними работаю уже пять лет, – говорит она, – и за это время они показали себя только с хорошей стороны. Дисциплинированные, всегда готовы к поездке и знают свои обязанности на «отлично».

Железная дорога для обоих стала первым местом работы, и оба определились с будущей профессией сразу после окончания школы, выбрав среднее профессионально-техническое училище № 3. Для Константина большие машины не были в новинку, отец всю жизнь проработал на грузовиках и сына нередко брал с собой покататься. Так что любовь к технике, можно сказать, впитывал с молоком. А ещё своё влияние оказали впечатления от ежедневного созерцания железной дороги, которая проходит совсем недалеко от его дома. Мальчишкой будущий машинист частенько с интересом наблюдал за кипящей жизнью загадочной магистрали. Много увлекательного рассказывал о дороге и дядя Константина Александр Кротов, бывший машинист ТЧЭ Лянгасово.

– Сейчас работаю и тоже вижу, как дети смотрят на поезда, улыбаются. Моей дочке всего годик, но локомотивы вызывают у неё уже такие эмоции!

В свою первую самостоятельную поездку, Константин вспоминает, очень переживал. Волнение не проходило и в первые месяцы работы – вдруг что забудешь или сделаешь не так?

– Но все проходило гладко?

– Тьфу, тьфу... Без нареканий.

Ивану освоиться на железной дороге помогал двоюродный брат Александр Предеин, работающий машинистом на пассажирском движении в эксплуатационном локомотивном депо Киров. Благодаря ему Ивану удалось, будучи ещё студентом, посмотреть на стальную колею из кабины.

– Это было ещё до практики. Захотелось проехать по участку Киров – Балезино, посмотреть вообще работу помощника машиниста, сигнализацию, режим ведения поезда. Я готовился к экзаменам.
Но мой вопрос о романтической стороне их профессий они улыбаются.

– Не без этого. Какой обзор открывается из кабины электровоза, дух захватывает! Лето – всё зеленое, зима – белым бело вокруг, весной – земля распускается на глазах. И вообще каждая поездка – новое приключение.

Место не для сна
Но приключения бывают разные, не всегда приятные. Были и случаи со смертельным исходом, но о них рассказывать не любят. Константин отмахнулся одной фразой: «Двоих вытаскивал из-под электровоза».

– Перебегали пути в неположенном месте? – уточняю я о причинах.

– Не только, – признаётся Иван. – Один раз мужчина просто стоял в колее и ждал, когда пройдёт чётный поезд, а мы ехали с нечётным. Но почему он вообще стоял там? Мужчина не слышал приближающегося поезда, может со слухом проблемы были. Состав то ведь едет, грохочет. В тот день видимость была плохая, состав в горку поднимался. Когда мы человека заметили, то расстояние до него оставалось уже небольшое. Сигналили, применили экстренное торможение. Однако гружёный поезд быстро не остановишь...

Стоит ли говорить о большом психологическом напряжении локомотивных бригад в подобных ситуациях? Невиновность бригады признана и доказана, но разве это облегчает чувство вины? А сколько могло бы быть подобных случаев, если не внимательность, строгое соблюдение инструкций, готовность в любой момент принять верное решение и сделать все зависящее от них, по совести выполнить свои трудовые обязанности.

А летом 2015 года прямо в профессиональный праздник, День железнодорожника, с Иваном произошёл вот какой случай. Работал он тогда ещё в паре с другим машинистом. Всё шло своим чередом, пока с встречных поездов не стали поступать сообщения о подозрительной личности, слоняющейся на путях. Человек, по всей видимости, был очень пьяным. Через некоторое время коллеги предупредили локомотивную бригаду: «Он уже спит в колее!» Перед одной из станций в направлении Шарьи увидели, что между рельсов лежит что-то вроде мешка. Остановились примерно в 100 метрах. Оказалось – пьяный мужчина беспечно уснул посреди дороги.

– Смешно бы было, если б не было так страшно, – возмущается Иван. – Такие глупости люди делают... А ведь случись что, нас из-за него в полицию затаскали бы.
Обошлось. Как и во всех тех случаях, когда только бдительность локомотивной бригады позволяет избежать беду.

Автор: Алена Зудина


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»