Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
По отцовскому наставлению

По отцовскому наставлению

Юрий Зубанов, старший электромеханик
Район контактной сети Окуловка Санкт-Петербург-Московской дистанции электроснабжения обслуживает почти 40 км скоростного участка Окуловка – Торбино, расположенного на главном ходу Октябрьской железной дороги. Здесь, где скорости поездов достигают 250 км/ч и курсируют поезда «Сапсан», «Ласточка», «Невский экспресс», особенно важно своевременно выявлять дефекты и предупреждать аварийные ситуации. Старший электромеханик ЭЧК-16 Юрий Зубанов – один из тех, кто выявляет опасные неисправности. 

Начальник района контактной сети Андрей Романов отмечает, что Юрий Борисович обладает способностью видеть то, чего могут не заметить другие. В начале октября во время осмотра контактной подвески линии электропередач 10 кВ он выявил неисправность – сближение токоведущей части с заземлённой на устройствах сторонних потребителей, которые подключены к линии продольного электроснабжения (ПЭ).

– На этом участке воздушная линия сигнализации, централизации и блокировки (ВЛ СЦБ) идёт параллельно линии продольного электроснабжения (ВЛ ПЭ). Обе они питают устройства светофоров. ВЛ СЦБ выполняет роль основного питания, а ВЛ ПЭ – резервного, но не менее важного, – поясняет Андрей Владимирович. – Кроме того, к устройствам энергоснабжения, находящимся в зоне ответственности нашей дистанции, также подключены сторонние потребители. В этом месте – оператор сотовой связи. То есть от бесперебойной работы линии ПЭ зависит не только движение поездов на главном ходу во время отключения основного питания, но и наличие мобильной связи.

Как ни странно, выявить дефект помогла… погода. Моросивший дождь попадал на изолятор. В том месте, где провод был повреждён, вода спровоцировала короткое замыкание. Заметивший это вовремя электромеханик смог предупредить отключение линии ПЭ, которое повлекло бы за собой потерю резерва питания контактной сети.

Впрочем, были в практике Юрия Зубанова случаи выявления дефектов, которые могли иметь ещё худшие последствия. В конце прошлого года он обнаружил дефектный анкер. Те, кто хоть немного знаком с устройством контактной сети, понимают, какую роль играет анкер. Это комбинированный самостоятельный крепёжный элемент, который закрепляется в основании и удерживает конструкцию. Контактные провода подвешены на опоры. Для надёжности оттяжка крепится к анкеру, который заглублён в землю на четыре метра в вертикальном положении. Анкеры, фундаменты, опоры рассчитываются на определённую нагрузку и в соответствии с проектом устанавливаются на свои ординаты. Завод-изготовитель выдаёт на всю продукцию паспорта и сертификаты, но скрытые дефекты очень трудно рассмотреть. В бетон попадает вода, которая постепенно его размывает. Со временем из-за влаги в основании образуются микротрещины, которые провоцируют коррозию металлических частей.

– Из-за разрушения металло-бетонной связи анкер вылез из земли, – рассказал Юрий Зубанов. – В результате произошёл наклон опоры контактной сети. Последствия могли быть самые тяжёлые – это и разрыв сети, и падение опоры на путь, по которому идут поезда.

Выявив дефект, старший электромеханик тут же сообщил о нём руководству, которое оперативно направило бригаду на устранение проблемы. Сначала было произведено временное восстановление. А после выравнивания опоры с помощью специальной техники вбили новый анкер.

– Любая дистанция имеет аварийный и страховой запасы необходимых инструментов и материалов, – отмечает Зубанов. – Это помогает нам оперативнее устранять подобные проблемы.

Юрий Борисович был первым электромехаником, кто выявил такой дефект анкера на Октябрьской железной дороге. После этого методика осмотра крепления изменилась на всём полигоне магистрали. Это помогло обнаружить подобные случаи и в других дистанциях.

– Проведение планово-предупредительных и аварийно-восстановительных мероприятий – наши основные функции, – говорит руководитель района контактной сети Окуловка Андрей Романов. – Даже новые подвески иногда «выстреливают» неполадками, поэтому мы понимаем, что на любом участке необходим постоянный контроль.

Романов вспомнил ещё один случай из работы Юрия Зубанова, когда его дотошность и внимательность помогли обнаружить в секционном изоляторе выход стеклопластиковой вставки из места крепления. Этот элемент является несущей конструкцией, удерживая провода по обе стороны. Границу крепления видно в бинокль.

– Выход вставки составлял 1–2 см, и, надо заметить, разглядеть этот дефект на высоте шести метров невероятно сложно, даже учитывая, что осмотр происходит при помощи бинокля, – уточнил Андрей Романов.

Тем не менее, Зубанов его выявил. И тем самым предотвратил более серьёзную поломку изолятора, от исправности которого зависит движение поездов на главном ходу.

Руководство уверено, что в успехах Юрия Борисовича главная заслуга – его родителей. Потомственный железнодорожник, он уже 23 года трудится на дороге. Говорит, что первым наставником в его жизни и работе является его отец Борис Павлович.

– Папа всю жизнь отработал в дистанции электроснабжения, мама Зинаида Михайловна до самой пенсии была дежурной по станции, – вспоминает Юрий. – Поэтому мы с сестрой даже не раздумывали, куда идти работать. Заранее знали, что нам прямой путь на «железку».

И хотя труд на дороге – не самое лёгкое занятие, Юрий Борисович признаётся, что не было у него ни одной минуты сожаления о выбранной профессии:
– Железная дорога для меня – это возможность работать рядом с домом, интересное занятие, отличный коллектив и, при желании, перспектива карьерного роста.

Придя в ЭЧК-16 учеником, 17-летний парень пошёл по стопам отца и вырос до старшего механика. Желая повысить свой профессиональный уровень, спустя почти 20 лет поступил в техникум. И это несмотря на то, что сам уже стал многодетным отцом и его старший сын второй год учится в университете. Этим летом Зубанов получил заветный диплом. И хотя учёба была условием продвижения по служебной лестнице, получать новые знания ему понравилось:
– Кто-то смеётся – 40-летний выпускник техникума! Да и я сам думал, что за столько лет работы уже всё знаю. А оказалось, что далеко не всё. Очень многому научился, и новые знания востребованы каждый день.

С тех пор как поступил в техникум, Юрий Борисович стал вносить и рационализаторские предложения. Кроме того, все четыре года учёбы он выполнял и функции инспектора по безопасности движения.

– Не знаю как, но этот человек успевает всё. И родителям во всём помогает. И детей растит. Общественной деятельностью занимается. А когда он на смене – за участок можно быть спокойным, – отмечает главный инженер ЭЧ-3 Виталий Говоров.

Также Юрий Зубанов постоянно отстаивает честь дистанции в ежегодных конкурсах профессионального мастерства. В конкурсе «Лучший электромонтёр контактной сети» в 2013 году он занял третье место. Бронза досталась и бригаде, которой он руководил на конкурсе профмастерства в Апатитах в 2014-м.

Помня, как тяжело приходится в самом начале трудового пути, наш герой охотно берёт шефство над новичками.

Не привыкший довольствоваться тем, что есть, он расширил купленный дом в посёлке Боровёнка и переделал в нём внутреннюю планировку. Теперь ему есть куда пригласить в гости коллег. А стремление улучшать всё, что его окружает, – и на работе, и дома – ещё одна отличительная черта этого человека.

Автор: Надежда Плахова


Комментарии


*

Защита от автоматического сообщений

Защита от автоматических сообщений


Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»