Помощник машиниста Етибар Мамедов погиб, спасая пожилого человека, замешкавшегося на пешеходном переходе через пути перед приближающимся поездом. На родном предприятии Мамедова – в эксплуатационном локомотивном депо Волховстрой, которому тот посвятил более 20 лет жизни – говорят: он просто не мог поступить иначе. Все знали и любили его как человека неравнодушного и совестливого, ну а уважение к старости у Етибара Манафа оглы было просто в крови.
Трагедия произошла поздно вечером 21 марта на станции Тихвин Октябрьской железной дороги. Локомотивная бригада в составе машиниста Юрия Скрипченкова и помощника Етибара Мамедова прибыла туда электричкой вместе с обычными пассажирами, чтобы «забрать» хозяйственный поезд и привести его на станцию Волховстрой-1. Однако выполнить это стандартное производственное задание в тот день бригаде хозяйственной локомотивной колонны ТЧЭ-21 было не суждено.
Етибар Мамедов увидел на пути человека, к которому стремительно приближался грузовой состав. Дедушка не реагировал ни на сигналы, подаваемые машинистом этого поезда, ни на транслируемые по громкоговорящей связи предупреждения дежурной по вокзалу. Етибар Мамедов кинулся к нему, стал кричать и размахивать руками, пытаясь привлечь внимание. В результате мужчина успел сделать шаг назад. А сам оказавшийся в негабарите перед приближающимся поездом Мамедов не успел. От удара его отбросило на соседний путь. Увы, полученная им травма головы оказалась смертельной. Етибар Манаф оглы скончался на месте.
Спасённого 82-летнего А.И. Жаровского с пешеходного перехода сопроводили сотрудники ЛОВДТ на станции Тихвин. У него прихватило сердце, поэтому его увезли на скорой помощи в больницу. Как выяснилось потом, он встречал в тот день с электрички родственницу. Уже перешёл было через пути сам, но повернул назад и принялся убеждать остановившуюся в нерешительности пожилую женщину не пережидать, пока проедет товарняк. Эту женщину Етибар Мамедов тоже успел остановить.
На разборе ЧП было установлено, что пешеходный переход на станции Тихвин находится в удовлетворительном состоянии и его освещённость соответствует нормам. Исправно работает и система громкоговорящей связи. То есть, для безопасности пассажиров сделано всё необходимое. Но кто же убережёт их, если они сами готовы рисковать?
– Эдик, как мы все звали Етибара, был поистине удивительным, солнечным, человеком, душой нашего коллектива, – говорит Юрий Скрипченков. – Рядом с ним каждому становилось теплее. И ведь проблем-то личных у него было по горло, но он никогда не «грузил» ими других, всегда был жизнерадостным и приятным в общении, готовым в любую минуту броситься на помощь всякому, нуждающемуся в ней. Когда он отправлялся со мной в поездку, я знал: рядом – абсолютно надёжный специалист, который по звуку дизеля чувствует все нюансы работы тепловоза. Когда он заступал со мной на длительную вахту, я знал: будут обеспечены и хорошее настроение, и вкусные блюда национальной азербайджанской кухни, которые Эдик так любил и умел готовить. Он был каким-то несовременным, что ли, локомотивщиком МПСовской ещё закалки, безоговорочно преданным интересам нашего общего дела. Етибар Мамедов мог бы быть прекрасным машинистом, но – не рвался вверх по служебной лестнице. Просто не хотел никем руководить. Он умел дружить, но – не командовать.
– Етибар Мамедов был безукоризненным помощником машиниста, абсолютно надёжным, чётким и всегда готовым к работе, – рассказывает машинист-инструктор хозяйственной колонны ТЧЭ-21 Роман Сагайдачный. – Я седьмой год возглавляю колонну, и за всё это время у меня не было ни одной, даже малейшей, претензии к Мамедову. А прежде, когда я был машинистом, Эдик ездил со мной помощником. В общем, такого помощника только пожелать можно каждому машинисту. А ещё он был очень добрым, жил с настежь распахнутым для всех сердцем. И умудрился не нажить ни одного недоброжелателя. Когда я узнал о том, что Етибар погиб, спасая кого-то, то даже ничуть не удивился: да, многие прошли бы мимо, но только не он.
За три дня до трагической гибели Етибар Мамедов отпраздновал своё 54-летие. Родился он в городе Сатамурдов, в Ленкоранском районе Азербайджана. Там учился, а отслужив в армии, работал монтёром в Сальянской дистанции пути. 30 лет назад, ещё во времена СССР, переехал в Волхов. Закончил в этом городе железнодорожное училище и стал помощником машиниста в Волховстроевском локомотивном депо. Потом на несколько лет вернулся было в Азербайджан. Однако затем судьба вновь привела его в Волхов. Он переживал, когда Россия и Азербайджан стали разными государствами. Приветствуя кого-либо из встретившихся по дороге волховчан, обычно восклицал: «Здравствуй, земляк!». И большинство привычно отвечало ему: «Салам алейкум!».
Етибар Мамедов и его жена Гулара воспитали двоих хороших детей – сына и дочь. Их сын, 25-летний Манаф Мамедзаде, закончил Волховский политехнический техникум, отслужил в армии и вот уже третий год трудится помощником машиниста в том же ТЧЭ-21, только в другой, маневровой, колонне. В депо говорят, что отец успел привить ему правильное отношение к профессии. Испытания на дружную семью Мамедовых обрушились в виде серьёзной болезни Гулары. Она перенесла два инсульта, получила инвалидность второй группы и долгое время вынуждена была жить на постельном режиме. Етибар Манаф оглы не мог смириться с таким печальным положением. Не теряя надежды на лучшее, он возил её по врачам в Санкт-Петербурге и всячески поддерживал морально. И поставил-таки жену на ноги! Она стала благополучно спускаться по лестнице с четвёртого этажа их дома и выходить на улицу.
– В тот день, когда тело Етибара увозили из Волхова в аэропорт и жители города прощались с ним, вся улица Профсоюзов была усыпана цветами, – с трудом сдерживая слёзы, рассказывает председатель профкома ТЧЭ-21 Маргарита Киналь. – Родственники сопроводили цинковый гроб в Азербайджан, чтобы похоронить Етибара там. Живя долгое время в России, которая стала для него второй Родиной, Мамедов никогда не забывал дорогой его сердцу Азербайджан, часто летал туда в отпуск, отправлял родственникам деньги и подарки. Он был щедрым человеком. В том числе, щедрым на доброту. Даже дети из окрестных домов ему симпатизировали: у него находились забавные шутки для каждого. Он шёл по жизни с улыбкой и с верой в людей. Коллектив нашего предприятия в шоке от этой потери.
Руководство Октябрьской дирекции тяги ходатайствовало о награждении Етибара Мамедо-ва за мужество и самоотверженные действия, проявленные при спасении жизней пассажиров. И 24 марта президент компании Олег Белозёров подписал приказ о присвоении ему посмертно звания «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги».
Автор: Ирина Верховная