Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
ДТП по инструкции

ДТП по инструкции

Евгений Акжигитов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Южно-Сахалинск


До Южно-Сахалинска оставалось доехать совсем немного. Со станции отправления поезд вышел с одиннадцатью вагонами. Код «ВМ» – в составе вагон с взрывчатыми веществами. В районе Федоровки пути пересекаются с автомобильной дорогой. Локомотиву до переезда оставалось проехать 500 метров, когда из ряда автомобилей выехал грузовик с полуприцепом. Экстренное торможение. Но поезд продолжил движение. Прежде чем полностью остановиться, преодолев переезд, тепловоз проехал еще сотню метров.


В новостных лентах за дорожно-транспортными происшествиями на переездах уже закрепилось определение «очередное». За первые три месяца года произошли уже четыре ДТП. И это только те, что имели серьезные последствия: пострадали люди, задержано движение поездов, искорежены автомобили.


– Параллельно с официальной статистикой есть и неофициальная: случаи, когда водителям удалось проскочить на переезде перед идущим поездом, – рассказывает машинист эксплуатационного локомотивного депо Южно-Сахалинск Евгений Акжигитов. – Таких случаев каждый год в десятки раз больше, чем зарегистрированных ДТП.


Всего в границах Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги эксплуатируются 130 железнодорожных переездов, на девяти из них есть дежурные. Все переезды оборудованы автоматической сигнализацией, переезды с дежурными работниками дополнительно оборудованы шлагбаумами. На четырех переездах работают устройства заграждения.


Подъезжая к каждому из них, локомотивная бригада готовит себя к тому, что в ряду автомобилей, ждущих у красного светофора, найдется такой, кто непременно попробует проскочить.


Счет шел на минуты


Днем 26 марта на переезде в 36 километрах от станции Христофоровка начал мигать красный сигнал светофора. В 11:00 по местному времени локомотивная бригада в составе машиниста Евгения Акжигитова и помощника машиниста Максима Буданова вела поезд по перегону Христофоровка – Южно-Сахалинск. Согласно инструкциям, всю поездку за вагоном с взрывоопасным грузом вели постоянное наблюдение. Все шло по плану, по инструкции.


Впереди – переезд. Бригада проезжала в этих местах не раз и обычаи водителей знает не понаслышке. Приближаясь к пересечению с автомобильной дорогой, скорость снизили до 50 километров в час. Бдительность повысилась до предела.


– После того как поезд подъезжает к участку, где расположен переезд, еще полторы минуты идет предупреждающий сигнал, – объясняет начальник Южно-Сахалинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Андрей Золотых. – В общей сложности водителю необходимо выждать всего три минуты, пока пройдет состав, и затем без риска преодолеть переезд. Такая «потеря времени» не идет ни в какое сравнение с опасностью, которой он подвергает и себя, и членов локомотивной бригады в случае проезда на запрещающий сигнал светофора.


Из кабины тепловоза уже виден переезд. На часах – 11:20. По обе стороны железной дороги в ряд стоят машины, ждут, когда путь будет свободен. Водители попались дисциплинированные, повезло.


Стрелки на часах машиниста приближались к отметке 11:30. Тем временем справа автомобили зашевелились.


– С моей стороны были видны только машины, стоящие слева. Водители спокойно ждали, пока пройдет поезд. Максим первым заметил, что справа из ряда выехал грузовик с полуприцепом и двинулся через пути, – вспоминает Евгений Акжигитов.


Машинист подал сигнал – водитель не остановился и сильнее нажал на газ. До опасного пересечения магистрали с автотрассой оставалось 500 метров, в точности по инструкции бригада применила экстренное торможение. В 11:25 грузовик шел на прорыв перед тормозящим поездом. Тепловоз снизил скорость, но не остановился, ведь тормозной путь огромной машины, везущей сотни тонн груза, составляет не одну сотню метров. За ним продолжали движение 11 вагонов, в том числе и тот, который бригада контролировала всю поездку.


– Грузовик уже переезжал пути, когда мы выбегали из кабины в дизельное отделение, – вспоминает Евгений. – Мы не знали, что у него там в прицепе. Врежемся, а он взорваться может. Даже если пустой, все равно вся кабина будет в стеклах.


В 11:29 прицеп буквально выскочил из-под колес тепловоза и оказался на другой стороне, за пределами пути. Проехав переезд, тепловоз двигался еще около ста метров, и только потом полностью остановился, перекрыв дорогу автомобилистам, которые по всем правилам ждали зеленого сигнала.


Тем временем водитель грузовика, за секунды справившись с волнением, рванул вперед: с места происшествия нужно было скрываться. Остановка поезда в его планы не входила. Из кабины Евгений и Максим успели заметить лишь две цифры номера. Бригаде было не до поимки нарушителя. Думали, хорошо, что грузовик успел проскочить. Что было бы, если бы из-за столкновения сошел с рельсов вагон с тем самым грузом?


Сразу же по инструкции об остановке доложили дежурной по станции. Отчитались по форме. Остановка продлилась всего десять минут. И автомобильное, и железнодорожное движение было восстановлено.


Дорогу водителям могли освободить раньше, но пока шли переговоры со станцией, к переезду подъехала машина инспекторов ГИБДД. В момент происшествия они находились недалеко, и для поимки нарушителя понадобилась пара минут. О том, что водитель пойман и будет наказан, бригаде сообщили патрульные.


Стандартно-нестандартно


На станцию назначения поезд прибыл без происшествий. Отчеты, рапорты – все как полагается, по инструкции. К таким нестандартным ситуациям в депо привыкли.


– В поездке мы всегда готовимся к подобному поведению водителей, – признается Евгений Акжигитов. – У нас в депо много опытных машинистов, всегда готовых поделиться опытом, посоветовать, как лучше поступить в той или иной нестандартной ситуации. Но работаем всегда по инструкции.


Именно знание инструкций в этот раз помогло избежать пожара или взрыва. Как признается сам молодой машинист, опыта у него еще не так много. В должности он всего один год. Но вместе с Максимом Будановым они прошли через многие нестандартные ситуации. Помогала работа в команде, уверенность в профессионализме помощника.


В этой бригаде за хранителя опыта – помощник машиниста. Максим Буданов пришел в депо из путейцев. В роли помощника проработал три года. За это время пришлось повидать многое.


Ездить в одной бригаде им осталось не так долго. Вскоре в депо появится машинист Буданов.


За год члены бригады научились друг у друга многому, а главное, научились работать вместе, в одной команде. Прошли вдвоем и циклоны, вместе тушили пожары тепловозов, вот и в ЧП на переезде пришлось попасть.


К произошедшему в депо относятся уже спокойно – к лихачествам водителей привыкли. Переезды по-прежнему остаются зоной особого риска.


Рассказывая о том дне, никто и не вспоминает, что одним из по­следствий мог стать взрыв. В тот день повезло всем, кто стоял на том переезде. Если бы бригада промедлила, число жертв измерялось бы десятками. Пострадал бы не только водитель грузовика, но и те, кто остановился, чтобы пропустить поезд.

Автор: Екатерина Крюкова


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»