Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Дорога для двоих

Дорога для двоих

Александр Румянцев, машинист эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой


Локомотивная бригада депо Волховстрой предотвратила ЧП.


Не спи, машинист!


До Волховстроя оставалось минут сорок езды, когда они встали у светофора на перегоне Валя – Мыслино. Александр Румянцев и Игорь Чаенков перегоняли из Тихвина свою «машку», как называют локомотивщики тепловоз М-62, на ремонт в основное депо. Было около пяти часов утра – самое тяжёлое время для тех, кто работает в ночь. Даже самым закалённым приходится с напряжением превозмогать дремоту. На главном грузовом ходу Октябрьской и в это время суток оживлённо.


Ждали зелёного сигнала по удалению впереди идущего поезда. А за ними, в затылок, стояли товарняк и толкач. И навстречу составы шли один за другим. Из кривой выскочил чётный поезд с цистернами. Они оба сразу заметили искры, вылетающие из-под состава, и подумали, что машинист тормозит. Но когда по металлу кабины застучали мелкие камешки, Игорь почти закричал: «Борисович, вызывай машиниста – тормози поезд!» Сообщить локомотивной бригаде и дежурной по станции – не проблема при наличии оперативной связи. Главное-то – не потерять бдительности в пути следования, не пропустить неладное.


Очень своевременной оказалась остановка того поезда. Протащи машинист сошедшую с рельсов цистерну до станции – и она запорола бы устройства безопасности УКСПС и КТСМ, стрелочные переводы, да и всю систему ЭЦ станции Валя, считают специалисты. Александр Румянцев и Игорь Чаенков уверены, что там и до крушения было недалеко.


– Мы потом увидели, что на протяжении примерно километра шпалы внутри колеи срезаны колёсной парой, – поясняет Александр Борисович. – Вроде бы из-за того, что «бочку» слили не полностью, плескавшийся мазут сместил центр тяжести вагона и он соскочил с рельсов.


Кто бы ни был виноват на железной дороге, а локомотивной бригаде приходится расхлёбывать последствия в случае ЧП. Хорошо, если сами при этом не пострадают…


Неизбежные риски


Как говаривали старые локомотивщики, что катится, то и валится, – в том смысле, что риск не исключён.


– Есть, конечно, элемент риска, – соглашается Румянцев. – А где его сегодня нет? В такое время живём, что в любой момент может какая-нибудь техногенная катастрофа на голову свалиться.


Александр Борисович не любит рассказывать «страшилки», хотя всякое бывало за столько лет работы. Вот грибники-ягодники, например, разгуливающие по путям, очень его возмущают. Несколько раз ему приходилось применять экстренное торможение, чтобы не наехать на человека. Игорь Владимирович вспоминает самый неприятный эпизод в рабочей биографии.


– Дело было давно, ещё в 90-е. Мы вылетели из кривого участка и увидели рельсовую тележку на путях, нагруженную доверху шпалами, – рассказывает Чаенков. – Машинист – по тормозам, но где там: слишком маленькое расстояние… Народ-то разбежался, а я всю свою жизнь вспомнил и всех родственников. Метров через 50 – железнодорожный мост через реку Волхов. За спиной – 70 гружёных цистерн. Думал, с моста сейчас и улетим. Врезались в тележку с такой силой, что тепловоз пробило.


– А я помню, как лет восемь назад машина свалилась с путепровода прямо на рельсы. Перед этим только-только пассажирский поезд прошёл, – добавляет свой случай Александр Румянцев. – Я-то ехал, когда уже всё убрали, но хорошо представил, что могло бы быть…


Не раз приходилось локомотивной бригаде и возгорания на тепловозе тушить – проводку, двигатель. Такие раньше были М-62, старые и ненадёжные. После модернизации тепловоз стал называться ДМ-62, потому что дизель установлен современный. Совсем другой коленкор. Мощный, ломается редко, в кабине покомфортнее стало. Одно удовольствие – ездить на таком тепловозе.


Обновление парка машинист и помощник считают самым положительным изменением в жизни Тихвинского пункта смены локомотивных бригад.


Не в статусе сила


Когда-то это было оборотное депо, приписанное к Волховстроевскому. Теперь статус подразделения значительно понизился. Но дух солидного, уважаемого коллектива сохранился неизменным.


– У нас все машинисты отличные и помощники, – уверяет машинист-инструктор Тихвинского пункта смены Дмитрий Ушаков. – Развита взаимовыручка, никто не откажется заменить заболевшего товарища. Дружный коллектив: вместе праздники отмечаем, на рыбалку ездим, спортом занимаемся. Здоровый дух!


А кто этот дух определяет? Да все понемножку, считает Дмитрий Викторович. «Раньше у нас были какие-то лидеры, а сейчас все на равных», – честно говорит Игорь Чаенков. Однако по секрету сообщает, что друга его, Александра Борисовича, машинисты между собой называют уважительно Батя. Не только из-за двухметрового роста и косой сажени в плечах, но главным образом по причине высокого профессионализма и истинно мужского характера – уравновешенного и великодушного. На железнодорожном транспорте он работает уже 23 года, больше пятнадцати из них – машинистом тепловоза. Александр Борисович никогда не теряет самообладания и рассудительности. Не зря ему доверяют обкатку новых машинистов – около десяти его воспитанников пересели за правое крыло локомотива. Сейчас передаёт свой опыт Степану Цветкову.


Ископаемые ладожские щуки


Около десяти лет отъездили в одной кабине Александр Румянцев и Игорь Чаенков. В течение двенадцати часов смены они рядом, бок о бок: одна дорога на двоих. А ведь даже членам одной семьи психологи рекомендуют уединяться хотя бы на час, во избежание конфликтов. Тем более в маленькой кабине тепловоза, где невозможно ограничить своё личное пространство. В этой бригаде конфликтов не бывало, такая редкая совместимость у Александра Борисовича и Игоря Владимировича. Когда это возможно, машинист и его помощник проводят вместе и выходные. В любое время года их можно найти на Тихвинке или на Паше либо на реке Сясь. И летняя рыбалка хороша, а зимняя ещё лучше! Снег хрустит, солнце светит. Если рыбу не найдёшь, так хоть загоришь и свежим воздухом надышишься.


У Александра Борисовича много любимых мест. Но больше всего, пожалуй, тянет на Ладогу. Вот и этот выходной он провёл на льду Ладожского озера. Двести километров пилить на машине от Тихвина, но охота пуще неволи. Александр Борисович – заядлый рыбак, а Игорь Владимирович – рыбак за компанию. Зато он лучше запоминает выдающиеся уловы, чем увлечённый процессом Румянцев. Александр Борисович считает, например, что самую большую рыбу поймал на пять килограммов. Ладожскую щуку. А Чаенков утверждает, что щука была килограммов на 15. Ископаемая рыба?


– Пришлось лёд на несколько метров прорубить, чтобы вытащить, – смеётся Александр Борисович.


Машиниста и помощника связывает не только работа. Они много лет дружат семьями, доверяют друг другу свои мужские секреты и проявляют порой трогательную заботу. После предотвращения того ЧП, на перегоне Валя – Мыслино, Александр Румянцев был представлен к знаку «За безопасность движения». О помощниках машиниста не всегда вспоминают в подобных случаях. Почувствовав обиду друга, Александр Борисович «представил» его к собственной награде – медали «Лучший железнодорожник».


– Не поленился заказать где-то, чтобы подарить мне на день рождения. Это лучший подарок в моей жизни! – оценил Игорь Владимирович.


Профессиональные приметы


– Я почти всегда сам собираю себе тормозок в поездку. Когда рано ухожу, жену Ольгу не бужу. Просто открываю холодильник и беру всё, что нужно, – такого правила придерживается Александр Борисович.


– А я один раз в жизни доверил собрать Татьяне, так в рейсе неприятность вышла, – сказал Игорь Владимирович. – Решил, что плохая примета. Теперь всё сам!


Но жена всегда его в поездку провожает. Один раз забыл поцеловать, так она в домашних тапочках на улицу выбежала догонять. Хорошая примета – поцеловать жену перед уходом на работу...

Автор: Галина Морозова


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»