На все руки Волжская магистраль

На все руки

Леонид Соколов, слесарь-вагонник

За своё мастерство и добросовестный труд слесарь-вагонник Леонид Соколов удостоен почётного звания «Заслуженный работник транспорта Российской федерации»

Только кажется, что от центра Кстова до станции Зелецино далеко. Это – если на автобусе. А по прямой – километра четыре. По пути Леонид Соколов проедет мимо родной деревни, которая дала имя станции. Остановится на берегу Кудьмы и искупается. Он считает, что такое начало дня – самое лучшее. Ещё со школьных лет приучился к здоровому образу жизни: занимался боксом, играл в футбол. И сейчас тоже хочет быть бодрым, потому что без этого работа просто не задастся. 
 
Каким будет день, какие встанут задачи – это ещё вопрос. Только постороннему человеку работа слесаря на Зелецинском участке вагонного эксплуатационного депо Горький-Сортировочный может показаться однообразной. Нет, тут приходится браться за очень разные дела. И, как это ни странно, требуется велосипед. Длина составов – во многие сотни метров. Они стоят в разных парках – те, которые прибыли порожними и прошли промывку и пропарку, и те, которые уже с грузом. Какие-то небольшие неполадки могут возникнуть в любой точке, и туда надо быстро добраться. А случается, что какие-то работы требуется выполнить и просто по хозяйству участка. 
 
– Леонид Соколов – это человек, который умеет очень многое и совершенно безотказен. Он поможет, если в нашем корпусе испортилось отопление, если нужно сделать какие-то металлические ограждения или починить магистраль со сжатым воздухом, – вот так о нём отзываются руководители участка. 
 
А работает он здесь уже 42 года. 
 
Вдуматься: станция Зелецино росла вместе с ним и иногда именно его трудами. В годы его детства Кстово было селом, и за холмом из деревни его ещё не было даже видно. Огромный нефтеперерабатывающий комплекс только начинал строиться, а по линии, проложенной сюда, прошли первые паровозы, которые вели вагоны со стройматериалами. Соколов – крестьянский сын. Но когда его деревня Зелецино оказалась в соседстве с промзоной и рядом поднялся город, стало ясно, что будущее здесь – за рабочими профессиями. 
 
Перед армией он выучился на шофера и, когда служил в Белоруссии, управлял тягачом, который возил ракету. После армии освоил профессии электросварщика и газорезчика, работал на заводе железобетонных конструкций.
Перейти на железную дорогу предложил один из друзей: там на промывочно-пропарочной станции требовался человек, владеющий сваркой. 
 
Это была судьба. Леонид Соколов стал членом дружной семьи железнодорожников и в переносном, и в самом прямом смысле. Женился он на Татьяне Казаковой, работавшей на станции Зелецино. Её родители  были путейцами. Сейчас Татьяна уже на пенсии, а уходила с должности старшего товарного кассира со званием почётного работника Горьковской железной дороги.
Леонид Соколов сразу ощутил: спрашивают здесь строже, ответственность выше, порядка больше. Но хорошими работниками дорожат. А его с детства приучили: чтобы всё было на совесть. 
 
Когда в семье появился первенец, Леонид Соколов пошёл к начальнику промывочно-пропарочной станции Виктору Цвирко отпроситься, чтобы съездить за женой в роддом. Виктор Иванович поздравил его и дал… автобус. Объяснил: в такси женщине, только-только выписавшейся, тяжело будет садиться. Да и родственников с собой можно взять. 
 
К слову сказать, судьба большинства родных оказалась в итоге связана с Горьковской железной дорогой: сестры с мужем, сестры жены, зятя. Сын Фёдор, вернувшись из армии, где участвовал в боевых операциях в Чечне и получил солдатскую медаль «За отвагу», тоже стал железнодорожником в Зелецине, но работает в транспортном подразделении компании «Лукойл».
Леонид Соколов освоил рабочие профессии, которые требовались на его предприятии, сначала входившем в состав промывочно-пропарочной станции, позднее – вагонного эксплуатационного депо. Он был и осмотрщиком, и старшим осмотрщиком вагонов, и сварщиком, и сейчас вот слесарем. Ему приходилось и приходится заниматься мелким ремонтом вагонов. Главное – справиться с делом быстро, чтобы не задерживать отправку, когда, например, выясняется после промывки, что цистерна подтекает и проблемное место надо срочно заварить, или повреждена тормозная магистраль, плохо держится лестница, по которой поднимаются на вагон.
Он признаётся: сварочных работ в последние годы вагоны требуют всё меньше. Это раньше цистерны часто приходили расхристанные, с массой неполадок, а сейчас эксплуатационные депо нацелены не только простукать колёсную пару, но и оценить состояние экипажной части и, если что-то не так, немедленно устранить неполадки. 
 
Есть дела и помимо вагонов. В 70-х Соколов участвовал в строительстве административно-бытового корпуса участка. Сейчас его обслуживает – следит за работой систем отопления, водоснабжения, канализации, ухаживает за электрикой. Когда-то он прокладывал здесь маслопроводы, которые требовались для смазки ходовой части вагонов старой конструкции. Сейчас нужда в них отпала, но надо обслуживать воздухопроводы, устанавливать и содержать в порядке различные стойки для оборудования, ограждения вдоль путей. 
 
Однажды в депо прорвало промышленную канализацию. 
 
– Позвонили – немедленно приехал. Варить трубу пришлось на дне ямы, которую вырыли экскаватором. Она была заполнена стоками, и в этой холодной жиже надо было долго стоять. Отогреваться вылезал к костру. Думал, простужусь… Но такой случай, пожалуй, за все годы был один. 
 
Невидная вроде работа у Соколова на железной дороге, неэффектная – не то что, например, у машиниста. Но как без неё?
И его труд заметили. 
 
Заслуженный работник транспорта России – это высокое звание присваивает президент страны. А нагрудный знак Леониду Соколову вручал в Москве Владимир Якунин. Кстати, это уже вторая награда, полученная Соколовым из его рук. В 2002 го-
ду Якунин, тогда еще первый заместитель министра путей сообщения, вручил ему и высшую отраслевую награду знак «Почётный железнодорожник». 
 
– Я счастлив, что связал жизнь с железной дорогой, – говорил Леонид Соколов. – Она дала мне всё. И квартиру, в которой я живу. И почёт. У нас умеют ценить рабочего человека. Ну и я тоже стараюсь работать, чтобы ко мне вопросов не было.
Автор: Николай Морохин