Тяжёлая смена Железнодорожник Поволжья

Тяжёлая смена

Татьяна Плужникова, дежурный по залу вокзала станции Волгоград-1

Во время теракта в Волгограде железнодорожники сообща справились с ситуацией

Татьяна Плужникова работает дежурным по залу вокзала станции Волгоград-1 уже много лет. За эти годы с нею случались разные истории, но лишь одна полностью перевернула жизнь нашей героини.

И мир содрогнулся...

Рабочая смена, как обычно, шла своим чередом. Татьяна Плужникова выдавала справки пассажирам, следила за чистотой и порядком на вокзале, встречала поезда. Ближе к полудню, после очередного обмена информацией с начальником только что прибывшего на вокзал поезда, Татьяна Ивановна зашла в свой кабинет... Через 15 минут прогремел взрыв.

Это случилось 29 декабря 2013 года в 12.45. Бомба разорвалась между входными дверями и турникетами перед контрольно-пропускным пунктом вокзала. Мощности взрывного устройства – 10 килограммов в тротиловом эквиваленте – оказалось достаточно, чтобы выбить окна и двери, полностью изуродовать архитектурный облик здания: мраморную облицовку стен, купол, залы ожидания, центральный вестибюль вокзала. Но главное – унести жизни 18 невинных людей и искалечить ещё 38 пострадавших.

Тяжесть воспоминаний

Новость о теракте на железнодорожном вокзале Волгограда мгновенно разнеслась по всему миру, заставив многих содрогнуться от ужаса.

– Мы чудом остались живы, – в голосе Татьяны Ивановны и сегодня звучит тревога. – После сильного толчка, который произошёл в момент взрыва, я выбежала из кабинета...
Моя собеседница замолкает. Вновь возвращаться в те минуты ужаса очень тяжело.

– Вокруг всё серое от пыли, среди осколков лежат трупы людей...

Паузы становятся всё чаще и длиннее, на глаза женщины наворачиваются слёзы, но она, сдерживая эмоции, продолжает описывать события.

– Дежурная по вокзалу поспешила дать информацию о том, что произошёл взрыв, а я... к инспекторам по досмотру пассажиров. Наташе Дудиной помогла дойти до колонны... а везде камни, тела... Говорю ей: «Держись за стенку, а я – в медпункт, за помощью». А там уже очередь: пострадавшие. У кого рваные раны, у кого осколки... И все в крови...

Пришлось сделать перерыв. Говорить дальше Татьяна Ивановна не могла.

Держаться до конца

До конца смены работники вокзала не покидали Привокзальной площади. Держались все вместе: дикторы, дежурные по выдаче справок; их поддерживали работники административного здания Волгоградского региона, тоже, как известно, выходящего своим фасадом на площадь. Постепенно подтянулись и те, у кого в этот день был законный выходной. Остаться в стороне от общей беды железнодорожники не могли, справлялись с нею все вместе.

От начальника Волгоградского центра организации работы железнодорожных станций Андрея Быкадорова поступала точная информация о поездах. Несмотря на произошедшее, пассажиры продолжали прибывать и уезжать с вокзала. На посадку их провожали на второй и третий пути пригородного вокзала. Тем временем к первой платформе прибыл грузовой состав – чтобы закрыть собою от людских глаз искорёженный вокзал.

Пассажиры, провожающие и встречающие, просто зеваки – все они по-разному реагировали на случившееся. Движение по Привокзальной площади было перекрыто. Одни требовали непременно пропустить их на вокзал, крича, что им «надо на поезд». Другие возмущались по поводу закрытых камер хранения, где остались вещи. Но было немало и таких, кто с пониманием относился ко всем ограничениям и указаниям. Работникам вокзала пришлось нелегко. Стремясь не допустить паники среди людей, они старались во всём помогать друг другу.

На следующий день Татьяна Плужникова и её коллеги, пережившие страшное событие в самом его эпицентре, ушли на больничный, который стал для них такой необходимой реабилитацией.

Человечная профессия

А в начале 2014 года Татьяна Ивановна была удостоена почётного знака. Награду ей вручил старший вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников. Поводов было несколько: во-первых, оперативные действия по ликвидации последствий теракта, а другой – двадцатилетний безупречный труд на железнодорожном транспорте.

Всё началось в марте 1993 года, когда Татьяна Плужникова решила участвовать в конкурсе на открытую вакансию кассира дальнего следования туристического вокзала. Её приняли, и начались рабочие будни: продажа билетов, общение с пассажирами. Но через несколько лет этот вокзал закрыли. К счастью, для нашей героини нашлось место дежурного по залу на железнодорожном вокзале станции Волгоград-1. Вот где она открыла настоящий «клад» интересных историй, в основе которых – постоянная, ежеминутная работа с людьми. Кому-то необходимо растолковать информацию на табло, объяснить, как пройти на посадочные платформы, другим – оказать помощь, к примеру, вызвать врача...

– Сейчас много внимания уделяется детским группам, маломобильным пассажирам. А ещё часто приходится снимать с поезда пьяных или сообщать в полицию о кражах, – рассказывает Татьяна Ивановна.

А первый рабочий день моей собеседнице запомнился таким курьёзом: начальника поезда, которому было необходимо передать схему движения, ей посоветовали искать по «круглой антенне» на вагоне.

– Так я и делала. Выхожу на платформу к поезду и первым делом ищу взглядом «круглую антенну»... Сегодня для Татьяны Ивановны поиск начальника поезда – пустяк. К тому же с внедрением системы спутникового слежения «ГЛОНАСС» схемы движения ушли в прошлое. Зато чуть ли не ежедневно приходится разбираться в непростых ситуациях, в которые то и дело попадают беспечные граждане. А некоторые из них, по словам нашей героини, ещё и требуют особого внимания к своей персоне, особенно люди старшего возраста: их необходимо встретить на перроне, проводить к выходу из вокзала, помочь донести сумки.

Порой эти самые сумки пассажиры забывают в поездах и потом утверждают, что именно дежурный по залу, да и все железнодорожники разом, виноваты в этой казусной ситуации. А ведь все найденные вещи заносятся в специальные акты, сдаются в камеру хранения и ждут своих нерадивых хозяев. Так случается постоянно, в каждом поезде.

– Часто люди забывают кошельки с деньгами, – продолжает тему дежурный с многолетним опытом работы. – Бывают и другие малоприятные случаи. К примеру, довольно-таки часто сопровождающим детских групп приходится догонять поезда с подопечными. Да и сами родители иногда так долго выбирают продукты в дорогу, что остаются на перроне, в то время как их детки отправляются в путь – навстречу новым приключениям.

Вот в такие непростые моменты жизни горе-пассажиров и появляется рядом дежурный по залу. Сначала Татьяна Ивановна спокойно выслушает крики («вы все виноваты!», «поезд нужно остановить!»), затем выдержит слёзы («что теперь будет?!»), и только потом наступает черёд конструктивного разговора: кто, где, как и что в «сухом остатке».

Поиск «забытых» в вагонах детей ведётся через начальников поездов и саратовских диспетчеров. Дети, конечно же, находятся и уже не теряются.

«Звёздные» моменты

Такая работа с людьми – всегда тяжёлая и выматывающая. Но, несмотря на все трудности, бывают и яркие встречи: это когда на перроне волгоградского вокзала появляются «звезды».
В этих случаях не грех воспользоваться служебным положением, что Татьяна Ивановна и делает. У неё есть автографы Надежды Кадышевой, Бориса Моисеева. Помнит, как встречала на перроне популярного певца Алексея Глызина, российских актрис театра и кино Алису Фрейндлих, Юлию Меньшову. Кстати, моя собеседница очень любит эстраду, и как только появляется такая возможность, спешит купить желанный билет.

Скоро Татьяна Ивановна отправится в отпуск, который в этом году особенно ожидаем. В санатории, куда поедет отдыхать, она надеется не только укрепить здоровье, но и поднять «боевой» дух.

– Тяжело работать на вокзале, когда вокруг идёт строительство: пассажиры возмущаются, образуются большие очереди, касс недостаточно. Хочу, чтобы наш вокзал поскорее вернулся в прежний режим работы!

Скоро желание сбудется. Обновлённый вокзал города-героя распахнёт двери в канун Дня Победы, и этого события ждут все железнодорожники.
Автор: Любовь Шмакова