Экзамен на излом Транссиб

Экзамен на излом

Сергей Свинцов, старший осмотрщик вагонов

Выявленная Сергеем Свинцовым трещина боковой рамы вагона могла привести к трагедии.

«...При осмотре вагонов старшим осмотрщиком Сергеем Свинцовым на 21-м пути парка «Г» у вагона №52038452 у боковой рамы №19910 была обнаружена трещина 15 мм из литейной раковины на опорной плоскости...» (из рапорта начальника ПТО Кемерово-Сортировочная от 7 января 2014 года).

Ровно год назад

Одиночный электровоз приписки эксплуатационного локомотивного депо Боготол легко бежал по нечетному пути перегона Слюдянка – Утулик Восточно-Сибирской железной дороги. Экзотичная местность (с одной стороны – крутой склон горы, а с другой – такой же крутой откос) уже давно стала привычной для экипажа в составе 28-летнего машиниста Ивана Ащенкова и его чуть более молодого помощника Александра Конева.

Все внимание молодых ребят было сосредоточено на показавшемся впереди поезде, луч прожектора которого разрезал предрассветную темноту. Вскоре его груженые углем вагоны замелькали по соседнему пути. И вдруг их ровная линейка исказилась, пошла «змейкой», раздался угрожающий скрежет.

Успело мелькнуть предчувствие страшной беды, но сделать что-то, спастись уже было невозможно – электровоз оказался в ловушке. Сначала на лобовое стекло обрушился угольный град, дробя его на мелкие осколки. А через мгновение – могучий удар огромной махины, которая сплющила, смяла кабину, как картонную коробку.

Сознание погасло навечно, как исчезла картинка на экране выключенного телевизора. Локомотивная бригада погибла. У машиниста трое несовершеннолетних детей остались без папы...

На фоне этого даже как-то меркнет тот факт, что в день крушения поезда, 12 января 2013 года, на перегоне находились 21 искореженный вагон и электровоз ВЛ80р, были повреждены 250 метров верхнего строения пути, четыре опоры, 300 метров контактной сети, рассыпаны сотни тонн каменного угля.

Причиной этой страшной катастрофы стал излом боковой рамы тележки груженого вагона.

«Да разве ж в этом дело?»

Эта картина намертво впечаталась в память Сергея Свинцова сразу после того, как в эксплуатационное вагонное депо Тайга пришло информационное сообщение о крушении на Восточно-Сибирской железной дороге. А представить его не составляло особой сложности, ведь в далеком 1979 году начинал Сергей Николаевич свою трудовую биографию слесарем по ремонту подвижного состава локомотивного депо Целиноград Целинной железной дороги. Затем стал помощником машиниста электровоза, а с 1992 года уже самостоятельно водил поезда.

Однако судьба человека порой выдает весьма замысловатые сюжеты. Так что со временем профессия Свинцова осталась железнодорожной, но специальность поменялась.

...Сергей Свинцов еще раз провел перчаткой по едва заметной трещине на боковой раме, и сомнений практически не осталось. Мелькнула мысль: «Да, явная угроза безопасности движения поездов таится в этих двух сантиметрах».

А самое опасное то, что трещина находилась на опорной плоскости, то есть время от момента ее зарождения до полного излома боковины крайне мало. Возможно, измеряется лишь несколькими часами. А к минимуму сводит этот временной отрезок еще и зима – на холоде повышается хрупкость металла, увеличиваются динамические нагрузки из-за повышения жесткости пути, становятся больше стыковые зазоры между рельсами.

Сергей взглянул вдоль состава и увидел невдалеке поспешно приближающегося начальника пункта технического обслуживания (ПТО) Ивана Кухтина. Получив информацию по радиосвязи, он немедленно прибыл к вагону.

Еще на подходе спросил:

– Что тут у тебя, Николаич?

– Трещина из раковины на опорной плоскости, – доложил Свинцов.

Начальник ПТО задумчиво посмотрел на боковую раму, затем присел на корточки возле тележки и кивнул:

– Да, очень даже похоже... Молодец. А как заметил?

– Характерный признак зимой – по краям трещины образуется иней, а так – концентрация металлической пыли, разрыв слоя краски или окалины, появление волосовин, расслоение металла с налетом коррозии, – как по инструкции начал перечислять осмотрщик вагонов.

– Ладно уже! Что ты тут мне распалился, как на экзамене? Я знаю, что ты все прекрасно знаешь, – улыбнулся Кухтин. – Ну, считай, что премия у тебя в кармане. Сегодня же напишу рапорт.

– Да разве ж в этом дело? – пожал плечами Сергей Николаевич, и перед глазами бывшего машиниста вновь возникла картина крушения на Восточно-Сибирской. Вздыбившийся вагон с углем неотвратимо летит к кабине...

Рука рвет контроллер. Нет, не успеть...
Осталось вздохнуть, а затем умереть
В смятой кабине приходится мне,
Верный напарник придавлен к стене...

«Первое место – твое!»

Один из вопросов викторины звучал так: «Обнаружен ползун у моторвагонной секции. Какая допустимая скорость дальнейшего движения до ближайшего пункта технического обслуживания?». А всего таких каверзных вопросов значилось 30. Для ответа на каждый отводилась всего одна минута.

В составе сборной команды Западно-Сибирской магистрали Сергей Свинцов второй раз принимал участие в сетевой викторине по знанию Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), состоявшейся в Москве на исходе июля 2013 года. В первый раз получилась осечка – кое-что напутал, срезался, а в итоге первое место «уплыло» другому. Он занял вторую ступеньку пьедестала.

Перед второй попыткой зашел в кабинет к начальнику эксплуатационного вагонного депо Дмитрию Бажмину и твердо сказал:

– У меня должок команде остался с прошлого года. Нынче верну!

– Уверен? – Дмитрий Владимирович внимательно посмотрел на Свинцова.

– Полностью! – осмотрщик вагонов выдержал острый взгляд руководителя.

Однако вот теперь, перед компьютером, на экране которого высвечивались вопросы, на Сергея Свинцова навалилось жуткое волнение. Ощущение такое, что находишься в сплошном тумане. Усилием воли отключился от окружающей суеты и включил «автомат», настроенный исключительно на знание ПТЭ.

На ответы на 30 вопросов Сергей Николаевич затратил всего лишь три минуты и две секунды – на две секунды меньше, чем в прошлом году. Но все ли верно?

Потянулись томительные часы ожидания. А затем к нему подошел какой-то незнакомый человек и крепко пожал руку со словами:

– Ну, ты и учудил! Такая скорострельность и ни одной допущенной ошибки. Первое место – твое!

– Сдержал слово, – только и смог прошептать Свинцов в ответ.

Отзвуки духового оркестра

Мы идем с Сергеем Николаевичем вдоль бесконечного состава и ведем неторопливую беседу. Мне вспоминаются слова начальника ПТО Ивана Кухтина, сказанные по телефону: «Ответственный, пунктуальный человек этот Свинцов. Дисциплина заложена в крови. Никогда не подведет, а прежде, чем что-то сделать, если есть сомнения – раз пять переспросит».

– А хобби у вас есть? – интересуюсь я.

– Раньше увлекался духовой музыкой. В армии в оркестре играл. Теперь, правда, это не в моде.

Конечно, с таким утверждением можно поспорить, но то, что доблестный труд остается всегда в почете – это факт. И пример Сергея Николаевича Свинцова – наглядное тому подтверждение.
Автор: Владимир Павлов