Генератор идей Призыв

Генератор идей

Константин Калянов, руководитель участка локомотивного депо «Аркаим»

Он всегда готов придумать, как облегчить работу.

– У Константина Викторовича в запасе всегда есть какая-нибудь интересная задумка. И как только ему это удаётся? – недоумевают умельцы ремонтного локомотивного депо «Аркаим».

По их словам, мастер Калянов – главный генератор идей, которые потом ложатся в основу многих рацпредложений.

– А сколько новинок лично вы внедрили за годы работы в цехе? – допытываюсь у героя.

– Не могу припомнить даже приблизительно. Честно говоря, для меня количество не так уж важно. Наверное, я слишком ленив: заполнять какие-то бумаги – это же настоящая каторга! Мне проще что-то придумать, и всё. Если есть какая-то проблема, то сам к ней подступлюсь или кому-нибудь подскажу, как её решить. Стало проще работать – хорошо. Главное, чтоб дело шло, – отшучивается Константин Викторович.

Ремонтно-заготовительный участок, которым руководит Константин Калянов, в депо считается не самым главным, но без него производственная жизнь огромного и сложного механизма просто немыслима. Высококвалифицированный коллектив, где трудятся 34 человека, занимается инструментальным ремонтом подвижного состава, начиная по циклу с ТО-2 и заканчивая средним ремонтом. В обязанности специалистов входит горячая и холодная обработка металлов, изготовление деталей для подвижного состава и оборудования, сварочные работы. Также на участке занимаются заливкой подшипников МОП, токарными, фрезеровочными и кузнечными работами.

А предложения, которые здесь внедряют, заметно облегчают жизнь всем. Причём посильную лепту вносит каждый член трудового коллектива. К примеру, четыре года назад умельцы участка зарегистрировали 35 рационализаторских предложений с общим экономическим эффектом почти 870 тыс. рублей. В творческий процесс вовлекли практически весь штат цеха. На счету самого мастера оказалось 14 рацпредложений, экономический эффект от которых составил 160 тыс. рублей. Не случайно тогда Константин Калянов был удостоен звания «Лучший организатор технического творчества».

За три последовавших года мастер с единомышленниками разработал и внедрил рационализаторские предложения по восстановлению поршня съёмника шестерни, гайки пресса для снятия шестерни тягового электродвигателя, работоспособности станка УГБ-150. Кроме того, местные кулибины изготовили приспособление для шлифования внутренней поверхности втулки уравнительного поршня крана машиниста №395 и оправку для обработки наружных поверхностей глухих ключей на долбёжном станке. Также цеху принадлежит рацпредложение, с помощью которого можно быстрее подготовить локомотив с заклиненной колёсной парой для его вывода с перегона. Общий экономический эффект от применения новинок составил более 210 тысяч рублей. Личный вклад Константина Калянова в общую копилку – более 100 тысяч рублей. Одновременно внедрено множество предложений, направленных непосредственно на сокращение времени ремонта и облегчения труда слесарей.

– Конечно, разработка рационализаторских предложений – дело непростое и не всякому по плечу. Но в каждом коллективе обязательно есть несколько специалистов, которые всё схватывают буквально на лету и найдут выход из самой сложной ситуации. Им, главное, вовремя идею подкинуть, – опять пытается преуменьшить собственную роль Константин Калянов. По его словам, это утверждение в первую очередь относится к токарю Сергею Клюшину. Он трудится в цехе много лет, может выполнить заказ любой сложности и принимает активное участие в разработке многих рационализаторских предложений. Сварщик Владимир Шилин тоже настоящий ас в своём деле. Он придумал способ восстановления неподвижных контактов быстродействующих выключателей, внёс существенные изменения в технологию ремонта металлорукавов соединения компрессора с напорной магистралью грузового электровоза ВЛ80СК и пассажирского ЭП1, а также модернизировал установку электроконтактной наплавки. В разработке каждого третьего рацпредложения принимает участие и фрезеровщик Виктор Тепляков.

Нередко случается и так, что человека в профессию приводит случай. Хорошо, если он окажется счастливым. Константин Калянов считает, что ему в этом плане здорово повезло.

– Мне всегда плохо давались гуманитарные науки. К примеру, написать сочинение по литературе было целой проблемой, а вот техника – моя стихия. С раннего детства тянуло к различным машинам и механизмам. С ними чувствовал себя вполне комфортно. Это во многом и определило выбор будущей профессии, – улыбается Константин Викторович. А ещё он считает, что творческий подход к делу – у него семейная черта. Передалась по наследству от отца, который в своё время работал в локомотивном депо Карталы.

– На его счету была масса не только интересных технических находок, но даже и несколько изобретений, – гордо говорит Калянов.

Правда, идти по стопам отца он не собирался, и в его жизненные планы железная дорога никак не входила.
– Всё получилось, можно сказать, случайно, – честно признаётся собеседник.

После школы Константин поступил в машиностроительный техникум, а потом устроился работать слесарем на знаменитый тракторный завод, в цех по сборке опытных машин. И лишь когда после службы в армии вернулся на «гражданку», решил по совету родственников осесть в Карталах. Вот так и оказался в локомотивном депо, где молодому человеку сразу предложили должность бригадира в механическом цехе.

– Я окунулся в знакомую ещё по заводу атмосферу и быстро втянулся в работу. Семь лет бригадирства – отличная школа, – делится Константин Викторович.

Чтобы не отстать от жизни и повысить профессиональный уровень, поступил на заочное отделение Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта и в 1985 году получил диплом. После такого события его вызвал начальник депо: «Теперь ты специалист с высшим образованием, хватит ходить в бригадирах. Отныне будешь мастером. Так что бери под своё начало весь цех. Подразделение непростое, но я уверен, что ты справишься». Слова оказались пророческими. В общей сложности железной дороге Константин Калянов отдал уже 36 лет, и механический цех для него, без преувеличения, стал вторым домом. Несколько лет назад Константин Калянов получил звание «Лучший рационализатор на железнодорожном транспорте», а недавно записал в свой актив ещё одну отраслевую награду – «Лучший мастер на железнодорожном транспорте».
Автор: Вячеслав Чеботько