Найти и обезвредить Октябрьская магистраль

Найти и обезвредить

Виталий Ковалёв, слесарь по осмотру и ремонту локомотивов

Хвостовик автосцепного устройства локомотива напоказ себя не выставляет – прячется под кабиной управления.

Обнаружить дефект можно лишь при внимательном осмотре подкузовного оборудования снизу – из канавы. Причём не всегда удаётся увидеть дефект в луче карманного фонарика, возможно определение его и на слух: при постукивании специальным смотровым молоточком «больной» и «здоровый» хвостовики издают разные звуки. Но услышит эту разницу лишь хороший специалист.

Страшно даже представить, что бы могло случиться, если бы Виталий Ковалёв во время производства технического обслуживания второго объёма не заметил тот заводской брак литья – трещину длиной 27 мм. Автосцепка тепловоза 2ТЭ116 могла выпасть на путь в то время, когда он тащил за собой гружёный состав. И первый вагон отцепился бы от локомотива...

Виталий сразу же сообщил о своей «находке» старшему мастеру пункта технического осмотра локомотивов на станции Шушары Валерию Михайлову, и тепловоз был отправлен в депо для замены авто­сцепного устройства. За предотвращение угрозы безопасности движения – вплоть до крушения – руководство ремонтного локомотивного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский (ТЧР-9) предложило наградить слесаря по осмотру и ремонту ПТОЛ Шушары Виталия Ковалёва знаком «За безопасность движения». Представление на награждение направлено в Москву – в Дирекцию по ремонту тягового подвижного состава.

– На счету Виталия Ковалёва, работающего в Шушарах четыре года, немало случаев выявления угрожающих безопасности движения дефектов, – рассказывает заместитель начальника ТЧР-9 Андрей Авдеев. – Самые опасные из них – трещины колёсного диска и изломы бандажа колёсной пары. К примеру, если бы в конце минувшего года Виталий Андреевич не выявил такой излом бандажа и тот слетел бы в пути следования с колёсного центра, произошёл бы сход подвижного состава.
До того как перейти на ПТОЛ, Ковалёв пять лет проработал слесарем по ремонту подвижного состава в основном корпусе ТЧР-9, что на остановочном пункте Воздухоплавательный Парк. Но возможность находить дефекты привлекала больше. «Это и интереснее, и ответственнее», – коротко поясняет Виталий. Он вообще стеснителен и немногословен – явно больше любит делать, чем говорить. Зато Денис Шкиря, мастер смены, в которой трудится Виталий Ковалёв, эпитетов для его характеристики не жалеет.

– Виталий хоть и молод, но он лучший работник в нашей смене, остальные на него равняются, – говорит Денис Валерьевич. – Внимательный, ответственный, исполнительный и одновременно – инициативный. Ему действительно интересно находить неисправности и устранять их собственными руками. Ну и, конечно же, у него самый высокий, шестой, разряд. Это просто здорово, когда в коллективе есть такой человек!
Кстати, коллектив в смене Шкири на редкость дружный, текучестью кадров не страдает. По словам Виталия, у них здесь в чести и взаимоуважение, и взаимовыручка. Функционирует ПТОЛ круглосуточно, в четыре смены, в каждой – по десять человек. Локомотивы – как грузовые, так и пассажирские – осматриваются по мере их поступления. На одного слесаря в смену приходится от пяти до тринадцати машин. Первым делом слесарь осматривает экипажную часть локомотива и простукивает молоточком все основные узлы, проверяет крепёж болтов и, если нужно, подтягивает резьбу. Потом заменяет изношенные колодки, проверяет смазку в редукторах, прощупывает буксы моторно-осевых подшипников – не нагрелись ли… Те из выявленных неисправностей, которые слесари могут устранить на ПТОЛе собственными силами, ими благополучно устраняются. Ну а локомотивы с особо сложными проблемами отправляются для их решения в депо.

Мы стараемся разговорить нашего героя перед его заступлением в ночную смену (нас предупредили, что в рабочее время слесарю отвлекаться будет некогда, поэтому пришлось попросить Виталия приехать за час до начала работы):

– Перед ночной сменой удалось поспать?

– Не до того было. Стены комнат выравнивал. Делаю одновременно ремонт сразу в двух квартирах – у матери и у невесты. Умею своими руками всё, так что такая работа – в удовольствие.

– Как зовут вашу невесту, не железнодорожница ли она, и когда же у вас свадьба?

– Елена. Свадьба летом. Она – лаборантка в психиатрической больнице. Ну а железнодорожников у меня в роду хватает. Бабушка была дежурной по переезду, мама – машинистом мостового крана, дядя – монтёром пути, тётя – техником в моём же депо, а двоюродный брат работает сейчас вместе со мной на ПТОЛе. Мы живём в Гатчинском районе Ленобласти, где железнодорожниками становятся многие.

– У вас не возникало желания поменять работу?

– Я ещё до армии успел поработать монтёром пути, а сразу после службы поступил было учиться на помощника машиниста, но быстро понял, что это не моё. А вот осмотр и ремонт локо-мотивов – моё.

– Возлагаете надежды на то, что с намеченным на нынешнее лето переходом локомотивных депо Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава в «ТМХ-Сервис» стимулирование труда улучшится?

– Нас заверяют, что мы ничего не потеряем, что условия в Колдоговоре «ТМХ-Сервиса» такие же, как в нашем. Посмотрим. Тех, кто радовался бы предстоящему выходу из системы ОАО «РЖД», я ещё не видел. Но надежды на логичность происходящего, конечно же, возлагаем. Говорят, что реформа улучшит качество ремонта локомотивов.
Автор: Ирина Верховная