Мастер-«отличник» Транссиб

Мастер-«отличник»

Павел Шелупанов, дорожный мастер Алтайской дистанции пути им. И.К. Гусельникова

На протяжении четырех последних лет балловая оценка состояния пути на участке Павла Шелупанова неизменна – 13 единиц.

Когда в середине марта в Алтайскую дистанцию пути имени И.К.Гусельникова пришло известие о присвоении дорожному мастеру Павлу Шелупанову звания «Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте в 2013 году», коллеги не удивились: Молоток, Павел Иванович! Заслужил».

«По пыльце собираем»

Вроде бы ничего героического дорожный мастер Шелупанов и не совершал: работает на совесть, неукоснительно соблюдает правила техники безопасности, обеспечивает безопасность движения поездов. Как и сотни его коллег-путейцев по всей Западно-Сибирской магистрали. Однако отраслевой наградой отмечен именно он. Ларчик приоткрыл начальник Алтайской дистанции пути имени И.К.Гусельникова Андрей Логунов:

– Все дело в стабильности. Возглавив в 2005 году околоток на станции Укладочный, Павел Иванович в кратчайшие сроки привел его в порядок. Путь и стрелочные переводы на участке содержатся в отличном техническом состоянии. Соответственно, и состояние пути из года в год оценивается только на «отлично» – 13 баллов.

Как признается сам Шелупанов, эта самая стабильность дается нелегко. Но особенно трудно пришлось 8 лет назад, когда он возглавил коллектив околотка: не все смогли сразу перестроиться на новый стиль работы, пришлось объяснять, доказывать, требовать. Эти полгода показались Павлу Ивановичу десятилетием. Но когда путейцы поняли, что новый дорожный мастер – человек, всем сердцем ратующий за качественную работу, за свой коллектив, – дело пошло, и околоток постепенно вышел в лидеры по дистанции.

– Самое важное в нашей работе – это человек, – говорит Павел Шелупанов. – Если ты, руководитель, будешь относиться к своим подчиненным безразлично, то и работать они будут соответствующе, без искорки и инициативы. А если ты знаешь, чем и как живет коллектив, сильные и слабые стороны своих работников, уважаешь их, умеешь похвалить лучших и спросить с нерадивых, то и результат будет совсем иным. Именно так учили меня наставники. Да и я стараюсь привить эти несложные, в общем-то, истины молодежи.

В подчинении Шелупанова 4 бригадира и 20 монтеров пути. Занимаются они текущим содержанием пути, как выражается Павел Иванович: «По пыльце собираем». В том плане, что работу по текущему содержанию пути может быть и не так видно, как капитальный ремонт, но значимость она имеет ничуть не меньшую.

– Текущее содержание пути – незначительная для посторонних людей работа, но она определяет качество всего пути, – подчеркивает дорожный мастер.

Путь в профессию

– А вы знаете, до того, как прийти на железную дорогу, я поработал даже оператором молодняка под Магаданом, – ошарашивает меня Павел Иванович. – Скажу вам больше, мне даже понравилась эта профессия. Но в Магадан из родного Алтая я уезжал не телят растить, а на строительство поселка.

Дело было в середине 1980-х годов, и квалифицированные газоэлектросварщики очень ценились в нашей стране, особенно на Севере. А Шелупанов к тому моменту был уже достаточно опытным специалистом, мастерство сварки оттачивал на Алтайском вагоностроительном заводе. Поэтому, когда братья пригласили его поработать в Магадане, долго не раздумывал: «молодой был, тянуло на приключения».

На «железку» Павел Иванович пришел уже зрелым человеком. И здесь, на магистрали, нашел то, чего не было в других отраслях, – социальную стабильность. Была и другая причина: семья ютилась по чужим углам, а став монтером пути, Шелупанов сразу получил жилплощадь. «Пусть и в старой путейской казарме, но зато свою. Для семейного человека это очень важно».

Другой важный момент: магистраль давала возможность получить образование. Так через несколько месяцев новоиспеченный монтер пути стал студентом заочного отделения техникума железнодорожного транспорта, а затем, уже будучи дорожным мастером, также заочно окончил Сибирский госуниверситет путей сообщения. Вспоминает, что учеба давалась нелегко. В шутку сравнивает себя с героем Евгения Леонова из кинофильма «Большая перемена»: «Я не монтируюсь с партой». Только вот Степан Леднев не смог освоить азы даже школьной программы, а Павел Шелупанов стал дипломированным инженером путей сообщения – терпение и упорство сделали свое дело. Именно эти качества дорожный мастер считает основными для достижения профессиональных вершин.

Монтером пути Шелупанов проработал четыре с половиной года.

– Как раз в это время проходила реконструкция путей на станции Алтайская. Так что я, можно сказать, своими руками создавал станцию в том виде, какой мы знаем ее сейчас, – улыбается железнодорожник.

А дальше он трудился бригадиром пути, дорожным мастером, заместителем начальника дистанции...

Награды – это бальзам на душу

Разговор с Шелупановым вновь возвращается к недавней награде.

– Конечно, каждому человеку приятно, когда руководство обращает внимание на результаты твоего труда и по достоинству оценивает их, – признается он. – Это придает совсем другой настрой в работе: появляется еще больше желания выполнять свои обязанности качественно, ответственно и добросовестно.

И словно в подтверждение этого заместитель начальника Алтайской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Юлия Непочатова приводит выдержку из представления Павла Шелупанова к отраслевой награде: «Павел Иванович в работе проявляет инициативу, внедряет передовые методы труда, проводит мероприятия, направленные на экономию материалов, используя для повторной укладки пучинные карточки для выправки пути, противоугоны после реставрации и с использованием «клипсов».

Напоследок узнаю, что дорожный мастер – заядлый театрал, очень любит спектакли Алтайского государственного театра музыкальной комедии, часто посещает концерты в филармонии. 
Автор: Виктор Мусиенко