Камертон магистрали
Юрий Токаренко, оператор средств дефектоскопии
Разговор "за жизнь" под стук колёс мотрисы.
– Хоть бы путейский молоток у кого-нибудь на пару минут занять? – эту идею подал сам Юрий Токаренко. В комиссии её поддержали: такому можно доверить!
Что же делает оператор средств дефектоскопии XXI века путейским молотком?
– Так ведь человеческий фактор никто не отменял! – спокойно взглянул путеец. – А исследование дефектов именно с молотка и начиналось…
Однако ближе к делу. История – историей, но недавнее прошлое неразрушающего контроля в руках у Юрия Токаренко – дефектоскопные тележки РДМ-2:
– Ведёшь тележку по путям и видишь на экране участок рельса, который захватывает в эту секунду искательная система. Нет ли в металле нарушений структуры или однородности структуры, нет ли коррозийного поражения. На что наезжаешь, то и видишь.
Сегодня Юрий стал хозяином оборудования нового поколения – «Авикон». Первый пришедший на дорогу экземпляр доверили именно ему, дефектоскописту Юдинской дистанции пути, которого можно назвать в списке специалистов первым. Этот статус Токаренко подтвердил на дорожном конкурсе мастерства в 2013 году, получив звание лучшего оператора дефектоскопной тележки из полутысячи коллег.
В «Авикон-15» встроена возможность неспешного просмотра в режиме реального времени уже не конкретной «точки наезда искательной системы», а солидного участка рельса. Общая картинка сохраняется на экране, позволяя всмотреться и оценить увиденное, обнаружить трудно выявляемые дефекты. Посылаемый в металл ультразвук, как камертон, прозвучивает рельс вдоль и поперёк. Дефектоскопист должен по картинке и характеру сигнала почувствовать дефект рельса.
Уместно ли слово «почувствовать», если речь идет о чётко нормированном производственном процессе? Судите сами. При работе с РДМ-2 неоднородность в металле можно было заподозрить, только если на дорожке головки вдруг слышался сигнал низкого тона, на дорожке шейки и подошвы – среднего тона, на поверхности катания – высокого. Одновременно на наличие дефекта показывало мигание светового канала. Однако точно такое же мигание вызывают и помехи на линии – их в течение дня происходят тысячи.
В аппарате «Авикон» каналов и дорожек побольше. И высота звука при дефектах металла в разных зонах рельса стала ещё разнообразнее. Тут претендентов в дефектоскописты впору тестировать на музыкальный слух. Кстати, слух Юрий Токаренко начал развивать ещё в армии, где был командиром отделения радиотелеграфной связи. Солдаты осваивали системы «Тополь» – межконтинентальные ракеты.
С тех пор много воды утекло. Но сегодня, если Токаренко и его коллеги на рабочем месте делают вывод: «Это острый дефект», на путях снова разворачиваются, считай, боевые действия.
Накануне нашей встречи Токаренко обнаружил «дефект кода 53.1» (трудно выявляемый) – трещину в боковом стыке рельса под накладкой. Случилось это в Западном парке станции Юдино. Токаренко с напарником прошли уже половину запланированного на смену участка. Юрий в тот момент обследовал болтовые стыки. Стык прошёл благополучно. Но вдруг на экране мелькнула лишняя риска в районе второго болтового отверстия. Отвлекись он в эту секунду – да хоть глазом моргни! – и пропустил бы её в трёх десятках подобных.
Хотя риска не обязательно означает трещину: это может быть потёртость от болта, и недосверленное отверстие, и неснятая фаска. Поскольку участок шейки рельса скрыт накладкой, Юрий взял ручной искатель и наложил его на поверхность катания. Эта процедура называется «уточняющий контроль».
Ручной искатель выдал звуковой сигнал, и на экране дефектоскопа опять появилась лишняя отметка на развёртке. Но и это не говорило чётко об остром дефекте. Чтобы реально оценить состояние рельса, нужны были дополнительные меры.
Работы в этот день хватило и путейцам, и движенцам. Сначала на участке ограничили скорость до 15 километров. Стык вскрыли – опасения подтвердились: трещина во всю ширину шейки. До излома такая может дорасти за считанные минуты. Движение остановили. Рельс поменяли.
Так случилось, что дефект по коду 53.1 Токаренко выявил в течение последних недель дважды. Второй «поймал» в Восточном парке станции Юдино. Выходит, два раза подряд предотвращал чрезвычайные происшествия на дороге.
Ну а путейский молоток? Где же ему место в этом процессе?
Юрий улыбается: «Без молотка никак!» В рабочий день участок и инструменты он делит с напарником. Когда тележку везёт напарник, то в руках у Токаренко молоточек. Иногда в момент удара по стыку тот как бы прилипает к металлу – старый дедовский способ, которым опытные дефектоскописты определяют пустоты. Вряд ли катящийся по рельсам электронный аппарат такой дефект не выявит, однако лишний контроль делу не помешает. Заодно под молотком и ослабленные болты проявятся.
…Обычная фотография из командировки – человек в оранжевой куртке с путейским молотком. Отныне в редакции он встанет в ряд снимков с интересной историей. О человеке на обочине, на которого пассажир лишь мельком взглянет из высокого окна, не подозревая о его роли в собственной жизни.
Признаться, мы растерялись: как же сфотографировать Юрия? И нужен-то простой снимок – чтобы хоть как-то «читалась» профессия оператора средств дефектоскопии. Но в автомотрису комиссии начальника дороги его, отпускника, в тот день буквально затянули коллеги-путейцы, чтобы представить репортерской группе «ВМ»: «Вот кто у нас лучший из лучших, о нем и напишете!» А при себе – никакого путейского антуража.
Что же делает оператор средств дефектоскопии XXI века путейским молотком?
– Так ведь человеческий фактор никто не отменял! – спокойно взглянул путеец. – А исследование дефектов именно с молотка и начиналось…
Однако ближе к делу. История – историей, но недавнее прошлое неразрушающего контроля в руках у Юрия Токаренко – дефектоскопные тележки РДМ-2:
– Ведёшь тележку по путям и видишь на экране участок рельса, который захватывает в эту секунду искательная система. Нет ли в металле нарушений структуры или однородности структуры, нет ли коррозийного поражения. На что наезжаешь, то и видишь.
Сегодня Юрий стал хозяином оборудования нового поколения – «Авикон». Первый пришедший на дорогу экземпляр доверили именно ему, дефектоскописту Юдинской дистанции пути, которого можно назвать в списке специалистов первым. Этот статус Токаренко подтвердил на дорожном конкурсе мастерства в 2013 году, получив звание лучшего оператора дефектоскопной тележки из полутысячи коллег.
В «Авикон-15» встроена возможность неспешного просмотра в режиме реального времени уже не конкретной «точки наезда искательной системы», а солидного участка рельса. Общая картинка сохраняется на экране, позволяя всмотреться и оценить увиденное, обнаружить трудно выявляемые дефекты. Посылаемый в металл ультразвук, как камертон, прозвучивает рельс вдоль и поперёк. Дефектоскопист должен по картинке и характеру сигнала почувствовать дефект рельса.
Уместно ли слово «почувствовать», если речь идет о чётко нормированном производственном процессе? Судите сами. При работе с РДМ-2 неоднородность в металле можно было заподозрить, только если на дорожке головки вдруг слышался сигнал низкого тона, на дорожке шейки и подошвы – среднего тона, на поверхности катания – высокого. Одновременно на наличие дефекта показывало мигание светового канала. Однако точно такое же мигание вызывают и помехи на линии – их в течение дня происходят тысячи.
В аппарате «Авикон» каналов и дорожек побольше. И высота звука при дефектах металла в разных зонах рельса стала ещё разнообразнее. Тут претендентов в дефектоскописты впору тестировать на музыкальный слух. Кстати, слух Юрий Токаренко начал развивать ещё в армии, где был командиром отделения радиотелеграфной связи. Солдаты осваивали системы «Тополь» – межконтинентальные ракеты.
С тех пор много воды утекло. Но сегодня, если Токаренко и его коллеги на рабочем месте делают вывод: «Это острый дефект», на путях снова разворачиваются, считай, боевые действия.
Накануне нашей встречи Токаренко обнаружил «дефект кода 53.1» (трудно выявляемый) – трещину в боковом стыке рельса под накладкой. Случилось это в Западном парке станции Юдино. Токаренко с напарником прошли уже половину запланированного на смену участка. Юрий в тот момент обследовал болтовые стыки. Стык прошёл благополучно. Но вдруг на экране мелькнула лишняя риска в районе второго болтового отверстия. Отвлекись он в эту секунду – да хоть глазом моргни! – и пропустил бы её в трёх десятках подобных.
Хотя риска не обязательно означает трещину: это может быть потёртость от болта, и недосверленное отверстие, и неснятая фаска. Поскольку участок шейки рельса скрыт накладкой, Юрий взял ручной искатель и наложил его на поверхность катания. Эта процедура называется «уточняющий контроль».
Ручной искатель выдал звуковой сигнал, и на экране дефектоскопа опять появилась лишняя отметка на развёртке. Но и это не говорило чётко об остром дефекте. Чтобы реально оценить состояние рельса, нужны были дополнительные меры.
Работы в этот день хватило и путейцам, и движенцам. Сначала на участке ограничили скорость до 15 километров. Стык вскрыли – опасения подтвердились: трещина во всю ширину шейки. До излома такая может дорасти за считанные минуты. Движение остановили. Рельс поменяли.
Так случилось, что дефект по коду 53.1 Токаренко выявил в течение последних недель дважды. Второй «поймал» в Восточном парке станции Юдино. Выходит, два раза подряд предотвращал чрезвычайные происшествия на дороге.
Ну а путейский молоток? Где же ему место в этом процессе?
Юрий улыбается: «Без молотка никак!» В рабочий день участок и инструменты он делит с напарником. Когда тележку везёт напарник, то в руках у Токаренко молоточек. Иногда в момент удара по стыку тот как бы прилипает к металлу – старый дедовский способ, которым опытные дефектоскописты определяют пустоты. Вряд ли катящийся по рельсам электронный аппарат такой дефект не выявит, однако лишний контроль делу не помешает. Заодно под молотком и ослабленные болты проявятся.
…Обычная фотография из командировки – человек в оранжевой куртке с путейским молотком. Отныне в редакции он встанет в ряд снимков с интересной историей. О человеке на обочине, на которого пассажир лишь мельком взглянет из высокого окна, не подозревая о его роли в собственной жизни.
Автор: Лариса Андрюшина