Из династии Леденёвых Московский железнодорожник

Из династии Леденёвых

Владимир Леденёв, машинист электровоза первого класса

Владимир Леденёв – полноправный соавтор разработок новых технологий вождения.

В любом коллективе есть люди, на которых равняются остальные. Вот и в эксплуатационном локомотивном депо Орехово в числе лучших мне сразу назвали машиниста электровоза первого класса Владимира Леденёва.

Не зря всё же народная мудрость гласит: на ловца и зверь бежит. Именно так произошло и в данном случае. Выйдя из административного здания депо, мы вскоре встретили Владимира Юрьевича, шедшего из цеха в нашу сторону. Он со всеми поздоровался, обменялся крепким рукопожатием с начальником депо Вадимом Куруленко, его заместителем по кадрам и социальным вопросам Сергеем Крапивиным и председателем профкома Александром Гуслевым.

Первое впечатление: немногословный, держащийся уверенно и в то же время без вызова, знающий себе цену человек. А что же говорят люди, работающие рядом с ним не один год?

– Трудимся вместе с Владимиром много лет, помним, как он пришёл в депо, как осваивался здесь, – в один голос начали рассказывать о Владимире все трое. – Можно сказать, не один пуд соли вместе съели. Главное в нём – надёжность и, конечно, доскональное знание дела. Конечно, на постижение профессиональных секретов Владимиру понадобился не один год. Нынешний профи вождения начинал осваивать локомотив в 1984 году в профессионально-техническом училище города Орехово-Зуево. Получив свидетельство, пришёл ненадолго в депо. Ведь вскоре, как у большинства ребят той поры, была служба в рядах Советской Армии и уж затем – возвращение в локомотивное депо, где его с нетерпением ждали.

– Тогда ведь хорошая традиция была, – вспоминает Владимир Юрьевич. – С предприятий, откуда ребята уходили на действительную, им писали и даже посылки отправляли. А для солдата это очень важно. Вдали от дома, надев погоны, он чувствовал, что нужен в коллективе. А вернувшись на железную дорогу, вчерашний защитник Родины ещё и подъёмные получал. Неплохое, кстати, подспорье на первых порах.

Особо подчеркнём, что в локомотивном депо Орехово в то время уже трудились отец Владимира – Юрий Анатольевич и мама – Светлана Ивановна.

– Юрий Анатольевич дослужился до заместителя начальника депо по эксплуатации. Он – почётный железнодорожник, сейчас преподаёт азы локомотивного дела в орехово-зуевском техникуме, – пояснил заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Орехово по кадрам и социальным вопросам Сергей Крапивин. – А Светлана Ивановна заведовала домом отдыха локомотивных бригад, сейчас на заслуженном отдыхе. Они знали, как нелёгок «хлеб» локомотивщика. И всё же посоветовали детям пойти по их стопам. Много лет в нашем депо трудился младший брат Владимира – Дмитрий, перешедший сейчас в другое депо. У нас же занята расшифровкой лент скоростемеров их сестра – Оксана Новикова. В целом железнодорожный стаж династии Леденёвых составляет 130 лет.

Но вернёмся к Владимиру. Отслужив действительную, он в 1989-м устраивается на должность помощника машиниста. Но мечта Владимира – стать машинистом. В свободное время он не вылезает из техкабинета, активно изучает техническую литературу, доводит выполнение обязанностей помощника до автоматизма. И через два года занимает место за правым крылом электровоза. А затем одну за другой берёт высоты классности. И вот уже более 10 лет Владимир Леденёв, как уже было сказано выше, – машинист первого класса. Локомотивное депо Орехово было на виду всегда. Здесь рождались и поддерживались многие почины, получавшие затем распространение по всей сети железных дорог. Одно из направлений, имеющее продолжение и в наши дни, – вождение длинносоставных и тяжеловесных поездов. Отметим, что «Московский железнодорожник» не раз писал об этом. Так вот, в числе тех, кому и ныне доверяется вести такие составы, и герой данной публикации. Ведь он, освоив все серии грузовых локомотивов, имеет к тому же заключение на право работы на всех плечах обслуживания.

– В 2002 году первыми на Московской дороге мы провели сдвоенные составы на Вековку, – говорит Владимир. – Сначала засели за учебники, тренировались в техклассе. Ведь и техника, и технология были новые, не те, что в 70–80-х годах прошлого века. Прежде локомотивы прицепляли в голове и в хвосте поезда, насчитывающего до 130–140 вагонов. Естественно, он не входил в габариты станции, требовались дополнительные манёвры. А по новой технологии второй локомотив ставился в середину. Подъехали к станции – разделились на два отдельных состава, выехали за её пределы – вновь вместе. Конечно, это было важно, так как станционное развитие не позволяло уместить все вагоны на её путях. При прежней технологии понадобились бы дополнительные манёвры. А это, как вы понимаете, расход времени и топливно-энергетических ресурсов. Владимир, как и его коллеги-первопроходцы, тогда не просто доставлял поезд к месту назначения, но и отмечал все особенности вождения, фиксировал в памяти все свои действия в нештатных ситуациях.

– После поездки нас с пристрастием «допрашивали» специалисты в депо и в локомотивной службе. – продолжает Леденёв. – И во многом на основе нашего опыта писались рекомендации, в частности, по управлению тормозами.

Владимир Юрьевич и сегодня продолжает деятельность «испытателя». И вновь на тяжеловесных. В частности, в Вековке он принимает длинносоставные поезда с углём, которые без отцепки идут из Си-бири прямиком на запад, в том числе и за рубежи России.

– Знаете, когда берёшь такой состав, который был сформирован за тысячи километров от нас сибиряками-железнодорожниками, невольно охватывает особое чувство, – признался мой собеседник. – Это гордость за то, что принадлежишь к многотысячному железнодорожному братству, работающему на благо нашей страны.

– Новые разработки специалистов, использующие и опыт Владимира Леденёва, позволяют за счёт рационального распределения тормозных усилий брать вес в девять тыс. т, а не в восемь, как прежде. Налицо экономия локомотивных бригад, времени и энергоресурсов, – подтверждает начальник депо Вадим Куруленко. У машиниста Леденёва в депо немало учеников. Можно сказать, что сегодня он отдаёт долг памяти своим наставникам, в числе которых был и его отец. Кроме того, сегодня он исполняет обязанности машиниста-инструктора.

– Здесь, помимо технических знаний, требуется владеть наукой понимания человека, – говорит Владимир Юрьевич. – А в нынешних условиях, когда у людей более широкий, чем прежде, выбор, это особенно важно.

Несколько удивило только одно: почему столь заслуженный человек никак не отмечен? В депо лишь развели руками. Если у Владимира Юрьевича и есть обида на это обстоятельство, то она запрятана где-то в глубине души. К тому же и отец внушал ему, что главное – трудиться не ради наград, а ради результатов. – Работая на железной дороге, я чувствую социальную стабильность, получаю хорошую зарплату, имею все возможности для самосовершенствования, – говорит Владимир Леденёв. – Так что годы, отданные транспорту, не считаю зря прожитыми. 
Автор: Вера Чубарова