Главный парк Николая Худякова Вперёд

Главный парк Николая Худякова

Николай Худяков, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Лиски

К своему 60-летию осмотрщик-ремонтник из Лисок пришёл со спасёнными им людскими жизнями, вагонами и с высокими наградами магистрали.

Если бы учёные озаботились поисками гена ответственности, дорога их открытия наверняка привела бы в эксплуатационное вагонное депо Лиски. А точнее – в третью смену Главного парка станции, где треть жизни своей ищет «болезни» вагонов осмотрщик-ремонтник этого предприятия Николай Худяков.

И чтобы этот ген спасительный у него обнаружить для тиражирования-размножения, учёному люду даже кровь не нужно брать на анализ (хотя о ней – отдельной строкою), достаточно заглянуть в трудовую книжку моего героя. Более 250 поощрений за 20 лет работы в депо – это и будут самые верные и бесспорные признаки наличия того самого ответственного гена! Выходит, что человека поощряют-награждают 12 раз в году – практически ежемесячно.

…Денежная премия. Ещё премия. Благодарность начальника ЮВЖД. Знак «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой» второй степени, такой же знак первой степени. Именные часы президента ОАО «РЖД». И снова – премии, премии, премии… Среди этих достойных наград есть и особо чтимая людьми разных профессий – звание «Почётный донор России». 73 раза отдал людям свою спасительную кровь Николай Владимирович за свою бытность. Каждый раз по 425 граммов. Это сколько же жизней осталось-продлилось на земле, благодаря «худяковской» крови?

Мы привыкли видеть героику подвига, проявленную человеком в экстремальной ситуации. Гляжу я на степенную, но сноровистую работу Николая Худякова в парке и начинаю понимать: будничная героика его труда и нужна для того, чтобы кому-то не пришлось рисковать жизнью в хаосе экстрима. И смею утверждать: по большому счёту он и здесь, у вереницы вагонов, каждую смену – донор магистрали в прямом и переносном смысле. И не только потому, что успел «перелить кровь» своего профессионального опыта более чем полутора десяткам учеников. Вон, как сейчас, в того юношу, Женю Костюченко, которого определили к нему в стажёры. «Хваткий парень, из него толковый осмотрщик выйдет», – скажет мне чуть позже маэстро вагонного досмотра, не пряча улыбки удовлетворения способным учеником.

– Да на опыте Николая Владимировича мы все тут повырастали! – эмоционально продолжает тему наставничества и преемственности исполняющий обязанности мастера смены Андрей Колычев. – Я и сам семь лет назад через его школу прошёл. Ведь у него, что ни день, то урок – поучительный и показательный. Вот в ночь с 26 на 27 апреля он обнаружил в полувагоне сдвиг буксы. А сменой раньше выявил излом верхнего плеча предохранителя от саморасцепа. Два выявления за одну неделю! Нужно ли говорить, к какой трагедии могли бы привести эти «больные» вагоны? Я потом всю смену осмотрщиков водил к тем вагонам, чтобы показать реальные опасности, которые могли стать, но не стали роковыми для безопасности движения поездов. И поводом для чьего-то риска-подвига. Получается, что Николай Владимирович, как донор, своей ответственной бдительностью жизнь не только вагонам, а и людям на дороге спасает…

И ещё одну грань высокого профессионализма Худякова подсказали мне его коллеги. Железнодорожные академики-инженеры пригласили его в столичное профильное проектно-конструкторское бюро, попросив рабочего-практика быть консультантом учёных-проектировщиков, разрабатывавших новые образцы инструментов для осмотрщиков-ремонтников вагонов. Так с его помощью и пришла к всероссийским коллегам популярная ныне конструкторская новинка – гибкая светодиодная досмотровая штанга, позволяющая выявлять опасные дефекты в труднодоступных местах конструкции вагонов. Получается, и здесь он донор – практического опыта, перелитого в конструкторскую мысль.

– А Николай Владимирович у нас ещё и общественник ответственный, – продолжает рисовать портрет рабочего председатель профкома депо Владимир Хренов. – Товарищи, зная его принципиальность и основательность, который год подряд доверяют ему возглавлять профсоюзную группу смены № 3 Главного парка. Да, и вот ещё… Живёт Николай Владимирович в селе, за два десятка километров от места работы. Но, будучи общественным инспектором по безопасности движения поездов, не пропустит ни одного рейда: приезжает в нерабочее время участвовать в проверках соблюдения технологии осмотра вагонов. 40 неисправностей вагонов при его участии выявлено за последнее время! В том числе, пять трещин в боковых рамах тележек и две трещины в надрессорных балках. Это, так сказать, уроки вне расписания, которые даёт мастер Худяков своим молодым коллегам.

Интересуюсь, а у кого сам-то брал Николай Владимирович уроки ответственного отношения к делу?
– У отца Владимира Ильича, – отвечает, словно ждал вопроса. – Он на всю жизнь прикипел к своей работе – на станции Лиски старшим приёмосдатчиком трудился. А ещё учил меня «хвори» вагонные видеть и слышать мой давний наставник Василий Меркулов. Этот человек умел всё.

После такого ответа можно бы и не удивляться, чьи гены ответственности позвали к «железке» Николая Владимировича – в железнодорожных династиях преемственность в подсказках не нуждается. Да только вот «приваривала» жизнь Николая Худякова к железной дороге не очень-то ровным швом, который, однако, не потерял от этого своей надёжности и прочности.

После школы окончил Краснодарское горное училище, слесарем по ремонту шахтного оборудования в Молодогвардейске начинал трудиться. Там, на шахтах Донбасса, познав боль трагедии, первый раз и сдал свою кровь для товарищей-горняков. С тех пор так и спасает ею даже незнакомых ему людей.

Спасать-ремонтировать вагоны в родных Лисках начал в 1981-м – сначала слесарем по ремонту, а через два года сам попросился в осмотрщики-ремонтники.

Но жизнь – не рельсовый путь, где даже «кривые» и те не имеют ломаных зигзагов. «Зигзаг» семейных обстоятельств на 14 лет увёл Николая Худякова от полюбившейся работы на станции Лиски в Севастополь. За эти годы довелось и рулевым на буксирах ходить, и крановщиком дома строить, и зерно сеять, и даже табак сажать-возделывать. Шесть профессий, подсчитали мы, добавил в свой арсенал умений за эти годы. Зато и нынешнее поколение вагонников имеет основание с гордостью сказать о Николае Владимировиче, как он о своём давнем наставнике Василии Меркулове: «Этот человек умеет всё!».

В общем, не только помотала судьба по свету, но и достоинствами обогатила. Но… Зов родины малой – его разве что глухие душою не услышат. Николай Худяков услышал. Рассказывает:

– Вернулся в Лиски и в тот же день прямо с поезда – в вагонное депо. Там меня не забыли, предложили работу в Северном парке. Но я попросился в свой, в Главный. И в свою же, 3-ю смену. Знаете, коллектив – это как кровное, как семья родная. Тут тебя если ругают, то без злобы, а если плечо подставляют в трудностях, то искренне и крепко. Только в таком коллективе и поймёшь: нужно самому быть без фальши, тогда и другие будут хорошими… Про секреты мастерства спрашиваете? Да нет их у меня, особых. Просто я в жизни никому не завидовал и всегда старался ко всему подходить основательно.

Спрашиваю, не тянет ли после 60-ти отдохнуть? Ведь 300 – 500 вагонов осмотреть за смену – это ж не бальзам для здоровья. Отвечает категорично:

– Пока нужен в депо, буду работать. А здоровье, глаза и опыт пока не подводят.
Автор: Николай Кардашов