Батарея на колёсах Красноярский железнодорожник

Батарея на колёсах

Виктор Худоногов, пусконаладчик дорожной электротехнической лаборатории (ДЭЛ)

Передвижное компенсирующее устройство обеспечит пропуск поездов в сезон путевых работ.

Пусконаладчик дорожной электротехнической лаборатории (ДЭЛ) Виктор Худоногов сконструировал уникальное устройство, благодаря которому на полигоне Красноярской дороги можно решить проблему пропуска тяжеловесных составов в местах проведения летних путевых работ.

С первыми летними окнами на магистрали вводится особый режим. Ведь если на двухпутном участке идёт ремонт, то для движения поездов остаётся один путь, и пропускная способность резко падает. Самым проблемным местом полигона этой весной стали западные ворота магистрали – станция Мариинск.

– Чтобы справиться с объёмом движения, нам необходимо отправлять сдвоенные составы весом 12 тысяч тонн со станции Мариинск, – говорит начальник лаборатории Пётр Варламов. – А при закрытии перегона напряжения катастрофически не хватает. Инфраструктура рассчитана на пропуск шеститысячников с интервалом 10 минут. Нам были нужны свежие идеи эффективного усиления участков.

Начальник службы электрификации и электроснабжения Александр Антипкин дал коллегам срочное задание найти решение проблемы пропускной способности до открытия сезона летних путевых работ. Так, на участке Мариинск – Предметкино идёт лимитирующий подъём, поэтому контактная сеть второго пути снабжена усиливающим проводом. Во время ремонта линия обесточивается, усиливающий провод, соответственно, тоже. Демонтировать его и заново подвешивать на рабочий путь – это колоссальные затраты времени и средств.

Рационализатор дорожной электротехнической лаборатории Виктор Худоногов предложил блестящий выход из ситуации – передвижное компенсирующее устройство реактивной мощности (ПКУ). Вместе с коллегами из ремонтно-ревизионного участка (РРУ) Боготольской дистанции он установил на списанную железнодорожную платформу 48 конденсаторных банок. Эти аккумуляторные батареи на железнодорожном ходу при необходимости можно подгонять в любое место, где имеется дефицит напряжения в связи с интенсивным движением. Сейчас батарея на колёсах дежурит в Предметкино, улучшая качество напряжения на 500 – 700 вольт. ПКУ поставили на временную рельсошпальную решётку, и в результате эта удивительная в своей гениальности и простоте конструкция позволяет пропускать тяжеловесы с интервалом 12 минут.

Однако этих мер оказалось недостаточно. Для обеспечения пропускной способности западных ворот магистрали нужно было усилить подстанцию Тяжин. Виктор Худоногов с коллегами – электромехаником Евгением Коротычом и начальником подстанции Анатолием Аникеевым – смонтировал по временной схеме устройство продольной компенсации. Специалисты ДЭЛ и РРУ целый месяц жили на подстанции. Эффект – дополнительные шесть киловольт.

– В руках Виктора Григорьевича всё ожило. С такой работой, кроме него, никто не справился бы, – считает начальник ДЭЛ Пётр Варламов. – Пусконаладочные работы занимают целый год, а мы, выполняя задание начальника дороги, справились за месяц!
Автор: Дарья Кравченко