Якорь от «Титаника» Транссиб

Якорь от «Титаника»

Игорь Демидов, машинист первого класса тепловоза пассажирского движения

Машиниста Игоря Демидова в сложной ситуации выручает армейская закалка.

Пожилой рыбак явно не рассчитал свои силы. Игорь Демидов со своей надувной лодки видел, как его голова то показывалась на поверхности воды, то исчезала. Однозначно тонет, надо спасать. Бросив свою удочку, Демидов резко потянул за веревку, к которой был привязан якорь.

Гвардии старшина, командир танка
На первое августа, как раз накануне Дня железнодорожника, намечены торжества, связанные со 100-летним юбилеем эксплуатационного локомотивного депо Барнаул. Весной 1912 года, почти сразу после утверждения строительства Алтайской железной дороги, был создан проект паровозного депо веерного типа в Барнауле на 14 ремонтных стойл.

К августу 1914 года построили и ввели в эксплуатацию первые 7 стойл. Паровозное депо Барнаул стало основным на Алтайской железной дороге, базовым для оборотных депо Алтайская и Бийск. На сегодня оно представляет собой одно из крупнейших предприятий Алтайского края.

Коллектив активно готовится к знаменательной дате. Кстати, в честь семидесятилетия депо в 1984 году на его территории установили паровоз 9п-239, символизирующий целую эпоху могущества этой тяговой единицы. А в основании пьедестала заложили капсулу с посланием к потомкам, которую наказали вскрыть как раз к столетию депо.

У славной истории предприятия, конечно же, есть свои герои, передовики производства. Я был уверен, что о них можно говорить не только в прошедшем, но и в настоящем времени. Позвонив в отдел кадров, попросил подобрать достойную кандидатуру для статьи. На это откликнулись охотно и совместно с профсоюзным комитетом депо назвали машиниста первого класса тепловоза пассажирского движения Игоря Демидова.

Из скупых строчек объективки я узнаю, что в 1988 году Игорь Николаевич окончил Барнаульское профессионально-техническое училище №2. Однако помощником машиниста отработал всего лишь полгода – пришел срок служить в армии. Через два года вернулся в родное предприятие. И вскоре уже был удостоен звания «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте».

Вновь набираю телефон депо Барнаул, на сей раз профсоюзного комитета, и осторожно спрашиваю:

– А он у вас герой?

– Конечно! Гвардии старшина, командир танка, – без тени колебаний отвечает заместитель председателя профкома Ирина Смолякова.

Мастерство впитал, как губка
Покинув административное здание эксплуатационного локомотивного депо Барнаул, где условились о встрече, мы с Игорем Демидовым направляемся в сторону станционных путей. Уж очень ему хочется показать мне один из новых магистральных тепловозов серии ТЭП70БС, недавно поступивших в распоряжение этого предприятия.

– Говорят, вы гвардии старшина? – издалека завязываю я разговор.

– Да, было дело, – смеется машинист. – Когда в конце восьмидесятых служил в Германии. Дивизия у нас гвардейская, штурмовала Берлин!

– И командир танка?

– Тоже верно. Начинали на Т-64, но потом пришлось переучиваться на Т-80. Классная машина – могучая, надежная, скорострельная, с активной броней. А теперь вожу пассажирские поезда. Вот он, наш красавец!

Игорь протягивает вперед руку и показывает на отдельно стоящий тепловоз, разукрашенный в корпоративные цвета. Мне повезло дважды, я не только увидел новую технику. Это был тепловоз ТЭП70БС-200. Именно ему присвоили имя знатного машиниста-инструктора депо Владимира Ивановича Трушкина, о чем свидетельствует соответствующая табличка на локомотиве. Более того, в начале 1990-х годов Игорь Демидов трудился помощником машиниста в его колонне.

Вероятно, именно поэтому он так быстро, как губка, впитал в себя мастерство вождения локомотива.

Машинист ловко забирается по вертикальным ступенькам в кабину. Я карабкаюсь за ним. Получается не так легко, но вполне приемлемо для нечастых упражнений такого рода.

В кабине меня знакомят с пультом управления. И по тому, как Игорь рассказывает о новой машине, нескрываемо чувствуется его любовь к своей профессии. Так что очередной мой вопрос вполне логичен:

– С выбором трудового пути у вас, наверно, не было затруднений?

– Уже в школе точно знал, кем стану. У нас был сосед по дому – машинист. Сейчас он, говорят, в московском метро занимает какую-то серьезную должность. Так вот, однажды он взял меня с собой в поездку на грузовом поезде. Как сейчас помню – направление на Ребриху, ночь, зима. Я был поражен тем рейсом! После восьмого класса без раздумий отнес документы в наше училище.

– Можете какой-нибудь яркий случай в поездке припомнить?

– Да каждый рейс особенный, тем и интересна работа машиниста. Во всех видах движения отработал: в грузовом, в маневровом, а сейчас вот – в пассажирском. У нас длинные «плечи» обслуживания, направления – на Локоть, Кулунду, Бийск.

– А какое-нибудь хобби у вас есть?

– Это рыбалка! Нынче отпуск с 1 сентября. Под Камень, на Обь-матушку рвану. Там судак, щука, налим, язь, лещ, карась… Щуки попадаются больше десяти кило! Кстати, из области рыбалки могу привести недавний яркий случай.

Заплыв на «космической» скорости
Взяв толстую, коротко обструганную палку с кольцами, через которую пропущена от катушки леска с блесной (мансийский спиннинг), пожилой рыбак подошел к выступающему невдалеке из воды коряжнику. Забросил блесну чуть правее разлапистой коряги. Совсем немного времени понадобилось, чтобы огромная щука заглотила наживку. Заглядевшись на поклевку, дед чуть не упал с мыска в воду – так силен был рывок. И все же он удержал в руках снасть.

Матерая хищница ушла на глубину и начала ходить кругами. Пришлось отпустить леску, но рыбак знал, что щука не сможет откусить блесну на стальном поводке. Расставив ноги, стал вываживать рыбину, медленно подматывать леску.

Пестрое коричнево-зеленое «бревно» подошло к берегу. И тут человек допустил промах. Отступая, он начал напрямую тянуть на себя, леска натянулась и… лопнула. Нелепо взмахнув руками, пожилой рыбак поскользнулся и неуклюже плюхнулся в воду.

Все эти события наблюдал Игорь Демидов со своей надувной лодки, поставленной на рейд на протоке, не очень далеко от берега.

Голова рыбака то показывалась на поверхности воды, то исчезала.

– Однозначно тонет, надо спасать, – пробормотал встревоженно Игорь.

Бросив свою удочку, резко потянул за веревку, к которой был привязан якорь. Вот только забыл, что делать это надо очень аккуратно. Якорь-то новый, первый год как прикупил, а для надежности побольше и тяжелее, чем старый. Еще шутил с друзьями – как для «Титаника»!

Вот и дошутился... Стал якорь наверх поддергивать и клыком одним – прямо в борт. Хорошо еще, что лодка поделена на отсеки, чтобы сохранить плавучесть, когда один отсек лопается. Воздух с радостным бульканьем вырвался на свободу. Резиновый отсек стремительно сморщился, и Игорь оказался в воде. Вместе со снастями и садком. Вся пойманная рыба ушла в воду. А последняя, наглый налим, как показалось, еще и с издевкой подмигнул напоследок.

Бросил взгляд в сторону берега и головы деда над водой не увидел. Раздумывать дальше времени не было, поплыл к суше на «космической» скорости. А это машинист умеет делать великолепно, со спортом всегда был «на ты».

Через несколько секунд Игорь уже нырял возле берега и шарил рукой в глубине. Удача! Трепещущее тело нашел почти сразу и, схватив за рубашку, вытянул на твердую поверхность.
Минут через пять дед откашлялся и пришел в себя.

– Что, прочухался, старый? – спаситель внимательно смотрел в глаза, оценивал, нужно ли медицинское вмешательство.

– Эх, такую щуку упустил, – крякнул обиженно дед.

– Это точно, – Игорь встал, подошел к кромке воды, взглянул по течению реки.

Вдалеке увидел свою «раненую» лодку, зацепившуюся за коряжник, который торчал из воды, и облегченно вздохнул:

– Ну, и на том спасибо…
Автор: Владимир Павлов