Хозяин сетевого района Волжская магистраль

Хозяин сетевого района

Валентин Кузнецов, начальник района электрических сетей Ижевской дистанции электроснабжения

Не быть равнодушным – главный принцип в жизни Валентина Кузнецова.

Эту живописную пару Валентин увидел, как только стало светать. Крупный бобр спокойно смотрел на него с высокой кочки, а бобриха, прячась за спину самца, чутко поводила носом. Уходящей ночью меховая чета наделала на перегоне Люк – Меньил такого переполоха! Бобры подгрызли дерево, завалившееся из-за этого на провода.

Информация о том, что на линии не проходит сигнал автоблокировки, поступила около полуночи. Прибывший на место начальник района электрических сетей Ижевской дистанции электроснабжения Валентин Кузнецов увидел, что на трёх опорах сломаны траверсы. На оборванных проводах лежало громадное дерево диаметром больше полуметра.

Светофоры «умерли» не вовремя: в эти часы идут пассажирские поезда из Ижевска в Санкт- Петербург, из Перми в Адлер, из Кирова в Кисловодск...

Бригада, собравшаяся по сигналу «аврал», обрезала испорченные провода, запитала на временную схему. Теперь ночные пассажирские могли уже двигаться не «ползком». Развёртывая в Ижевске дополнительные силы восстановителей, Валентин Кузнецов в ту ночь рассказывал молодым электромонтёрам, что для их района такое ЧП не в новинку.

Сам он родился в удмуртских краях и привык к густой водной сети здешней тайги, к её богатому живому миру. Все речушки, болотца и родники питают великую Каму, а бобры и ещё 280 видов диких животных питаются и плодятся около неё. Один бобр в ночь в состоянии перегрызть «осьмушку» – 25 кубических сантиметров дерева, правда, мягкого: осину, иву, ольху.

Валентин знает здесь особенности каждого метра таёжной дороги: пришёл в сетевой район семнадцатилетним. Спокойный, уверенный в себе – сам под стать домовитому бобру – он не спеша поднимался по профессиональным ступеням: электромонтёр, мастер, старший мастер... Когда создали цех по обслуживанию автоблокировки, Кузнецова позвали возглавить новую бригаду. Десять лет назад он встал во главе сетевого района, взяв в подчинение 25 человек.

К этому времени с Кузнецовым за руку здоровались и начальник Ижевского отделения дороги, и главы местных администраций. Знали: за порядок на линии он отдаст всё.

Очень заботится о своих ребятах. Походит, бывало, вокруг работающих, подумает... А потом вдруг: «А что, если сделать по-другому, чтобы легче, но эффективно?»

– Я пришёл – всё делали вручную, – вспоминает Валентин. – Опоры ставили живой силой, копали лопатами...

Сегодня опоры поднимают буростолбоставы и автокраны. Топор и ножовку сменили бензопилы и кусторезы. Лампу ввёртывают не с когтями-«кошками» на ногах, а с помощью электролебёдки высокомачтовой осветительной установки. Перестали переживать за масло в выключателях высокого напряжения на трансформаторной подстанции: масляные выключатели уступили место вакуумным. Ещё совсем недавно место повреждения искали методом тыка, откапывая порой один десяток метров кабеля за другим. Сейчас появилась измерительная контрольная техника ЛИК-2, определяющая место отказа с точностью до метра.

– Я и говорю молодым: не равнодушничайте, творите, улучшайте жизнь. Ведь даже системные перемены – результат цепочки малых рационализаторских улучшений.

Валентин Кузнецов в разного рода изобретательстве – «сам первый». За ним четыре сотни рацпредложений с общим эффектом более миллиона рублей!

Вот то же резервное питание автоблокировки на станции Ижевск. При прежнем едином фидере в случае его экстренного отключения вызывали бригаду, процесс переключения на другой источник питания занимал много времени. Стояли поезда. Кузнецов разработал свою схему автоматического переключения с одного фидера на другой. Без вызова мастеров и без простоев.

Монтаж телеуправления разъединителями автоблокировки на станциях Пастухово, Люк, Андрейшур – тоже его идея. После закрытия малодеятельных станций не стало дежурных, которые переключали автоблокировку, на разъединители приходилось каждый раз вызывать бригаду электромонтёров. А после монтажа телеуправления по проекту Кузнецова переключение разъединителями производит энергодиспетчер. Сократилось время, необходимое для выполнения этой операции, уменьшились затраты.

Поле деятельности для разработки и внедрения новых усовершенствований есть. В ближайшее время Валентин Кузнецов и его команда займутся на перегоне Люкшудья – Угловой переводом восьми километров линии ВЭЛ с деревянных опор на железобетонные. В планах строительство своего учебно-тренировочного полигона. Вот где можно будет отработать до подсознательных навыков все манипуляции по сокращению последствий разного рода вмешательств в работу дороги. В том числе и звериных.

...В четыре утра, когда на перегон Люк – Меньил приехала усиленная восстановительная бригада энергетиков, бобры снова выглянули из своей хатки. Валентин погрозил самцу пальцем. И сам себе признался: рад, что местная фауна сумела приспособится к близости с железной дорогой. Это доброе знамение прогресса.
Автор: Лариса Андрюшина