Успешный курс предприятия зависит от рулевого Железнодорожник Поволжья

Успешный курс предприятия зависит от рулевого

Пирмагомед Куджаев, начальник ПМС № 196

Немногие сейчас вспомнят времена, когда путевая машинная станция № 196 была совсем не в числе «отличников».

В списке победителей сетевых соревнований путейцы-механизаторы Верхнего Баскунчака – не новички. Есть коллективные достижения и личные успехи, среди передовиков – машинисты, дорожные мастера, монтёры пути. В 2013 году руководителю предприятия был вручён знак почётного работника Приволжской железной дороги. Впрочем, это не единственная победа в его послужном списке.

Немногие сейчас вспомнят времена, когда путевая машинная станция № 196 была совсем не в числе «отличников». Похоже, Пирмагомеду Куджаеву, который возглавил предприятие в 2007 году, удалось переломить ситуацию. Как признаётся он сам, главным на тот момент было изменить отношение людей к своей работе.

– Я понимал, что будет тяжело. Поэтому и согласился на эту должность не сразу, а лишь осознав, что готов к этому, – вспоминает мой собеседник. – На предприятии со штатной численностью в 296 человек была самая низкая заработная плата среди путевых машинных станций и дистанций пути на полигоне Приволжской магистрали. Мы проводили собрания с коллективом, я объяснял, что высокой зарплата может стать лишь при условии обеспечения высоких показателей. К счастью, большинство людей это осознали, и около 80 процентов из них «в строю» по сей день.

Безусловно, желание работать не может появиться у человека ниоткуда – для этого необходима мотивация, и не только материальная. Работники почувствовали: отношение к ним меняется. Например, в турных вагонах, с которыми связан скромный быт тружеников ПМС во время вахт, появились кондиционеры, телевизоры, холодильники, постельное бельё. Помощь в этом оказали профсоюз и дирекция по ремонту пути.

Изменилась и материальная сторона жизни механизаторов. Если несколько лет назад монтёр пути получал 17 тысяч рублей, то с перевыполнением плана по ремонту уровень заработной платы поднялся до 25–27 тысяч рублей. И, конечно, эту разницу люди почувствовали.
– Наш руководитель стал примером для всех, – рассказывает старший дорожный мастер Мустак Маханов, почётный работник Приволжской железной дороги. – Сам он человек трудолюбивый, того же требует и от других. Хотя требовать особо не приходится: работники относятся к нему с уважением, и он уважает людей – вне зависимости от должности.

Самыми «объёмными» периодами стали 2011–2013 годы. Силами коллектива и техники путевой машинной станции № 196 в год оздоравливалось до 100 километров железнодорожного пути, тогда как до этого ремонтировали до 50–60 километров. А вот 2009-й Пирмагомед Куджаев вспоминает с тяжестью на сердце. Последствия масштабного экономического кризиса отразились и на его предприятии, где тоже вынуждены были сокращать штат. А ведь за каждой фамилией – своя судьба, опыт, семья, дети... Да, нелёгкие решения приходилось принимать руководителю.

Не просто и сейчас, когда неизбежным следствием снижения грузопотока на дороге становится уменьшение объёмов ремонта.

– Когда было много работы, это нас не пугало, – говорит Пирмагомед Куджаев. – При необходимости организовывали сборку рельсошпальной решётки в две смены, «окна» следовали одно за другим. Но люди понимали, для чего всё это, потому и трудились с энтузиазмом. А вот на этот год порадовать коллектив нечем. Если не будет подтверждён фронт работ по казахстанскому направлению, то ремонтировать нам остаётся только 44 километра.

Подмечаю: о себе собеседник говорит скупо, больше рассказывает о тех, кто работает под его началом. Наверное, это и есть доверие руководителя к коллективу, без которого не бывает успеха. Ведь им не раз приходилось вместе браться за решение больших задач, осваивать новые технологии ремонта пути, которые используются далеко не на всех дорогах. К примеру, укладку объёмной георешётки, которая проводилась при модернизации перегонов Ахтуба – Солончак, Верблюжья – Богдо, Харабалинская – Чапчачи. Мне доводилось видеть эти чёрные «соты», которые защищают земляное полотно от деформации, и лично убедиться, каких трудозатрат требует процесс их укладки и монтажа. А порой путейцам-механизаторам приходится работать почти с ювелирной точностью...

Наша встреча с начальником путевой машинной станции состоялась после ночного «окна», на котором он присутствовал лично.

– Перегон Астрахань-1 – Астрахань-2 – один из сложных и важных  участков ремонта в текущем году, – объясняет Пирмагомед Фейзуллаевич. – Фронт работ невелик, всего 265 метров капитального ремонта по чётному и нечётному пути. Главная сложность – стеснённые условия. Участок находится между двумя мостами в окружении кабельных трасс СЦБ и энергетиков. Планировать балласт очень тяжело. Выгружать автотракторную технику практически некуда, поэтому площадку мы готовили заблаговременно, до проведения «окна». Разворот техники на таком маленьком участке, да к тому же в ночное время, проводить нелегко. Но – справились, вовремя открыли участок для движения. Теперь предстоит ещё одно «окно» – для окончательной выправки пути и отделки.

Сколько за минувшие годы было таких вот сложных объектов, вряд ли кто вспомнит. Впрочем, как истинный трудоголик Пирмагомед Куджаев мыслит своими категориями: «Сложно – это когда работы нет». А ещё обязательно добавляет, что любой производственный успех достигается только общими усилиями. Когда стоит задача вовремя завершить объект, открыть путь, обеспечив безопасность движения, на помощь приходят работники дистанций пути, эсцебисты, энергетики.

Командный настрой и здоровый дух коллектива путевой машинной станции № 196 его руководитель старается поддерживать с помощью спорта. При повышенных физических нагрузках и особых условиях труда это – не просто увлечение, а необходимость. Не так давно базу предприятия, где годами хранилась старая рельсошпальная решётка, расчистили и оборудовали стадион. Кроме того, есть поле для мини-футбола, волейбольная площадка, готовится теннисный корт. В скором времени планируется проводить спортивные состязания между цехами. Кстати, на соревнованиях в границах железнодорожного узла сборная предприятия не раз становилась призёром.

Есть уверенность, что и в дальнейшем эта команда во главе с опытным капитаном не свернёт со своего верного курса.

Автор: Наталья Рузмикина