Услышать, увидеть, не растеряться Забайкальская магистраль

Услышать, увидеть, не растеряться

Наталья Новожилова, Дежурная по переезду Борзинской дистанции пути

На счёту молодой работницы Борзинской дистанции пути не одна предотвращённая авария

Ночь с 24 на 25 мая текущего года Наталье Новожиловой запомнится надолго, как и многие другие дежурства, которые могли бы, но, к счастью, не закончились бедой.

До конца смены оставались считанные часы. Жители станции Шерловая, в пределах которой расположен железнодорожный переезд, мирно досматривали сны. Предрассветную тишину нарушил гулкий шум приближающегося поезда. Когда от поста безопасности до грузового состава было несколько метров, Наталья почувствовала что-то неладное... Сколько раз в жизни и в работе молодого путейца выручала интуиция, не подвела она и на сей раз. Когда локомотив уже почти поравнялся с постом безопасности, ослепив Наталью ярким светом прожектора, она чётко услышала посторонний стук и лязг металла. Её опасения оказались не напрасными: из-под первой колёсной пары тепловоза во все стороны летели искры. Не медля ни секунды, Наталья по рации вызвала локомотивную бригаду и дежурного по станции, сообщив о неисправности.

– Слава богу, линейная связь в ту ночь работала без помех, я почти сразу же услышала в трубке голос машиниста, а затем и дежурного по станции, – вспоминает Наталья. – Машинист Пикалов незамедлительно принял решение об остановке поезда. В ходе осмотра локомотивная бригада обнаружила ослабление тяги тормозного оборудования. Грузовой состав дотянули до станции Шахтёрская. Наверное, только тогда, когда неисправность была устранена, я смогла вздохнуть с облегчением.

Благодаря оперативным действиям и бдительности дежурного по переезду удалось избежать серьёзной аварии. Страшно представить, какая беда могла бы случиться, если бы она не услышала стук, просмотрела искрящиеся колёса...

Пять лет Наталья Новожилова работает на посту безопасности, а на её счёту уже столько случаев предупреждения сходов подвижного состава. Не каждый опытный путеец сможет этим похвастаться. Только в этом году бдительную Наталью дважды отмечали денежной премией. По майскому случаю предотвращения схода локомотива грузового поезда начальник Борзинской дистанции пути Константин Дружин также подготовил рапорт на имя начальника Забайкальской дирекции инфраструктуры Геннадия Смирнова с просьбой – за высокий профессионализм и ответственное отношение к делу в очередной раз поощрить молодого дежурного по переезду. Ждёт торжественного случая для вручения и знак “За безопасность движения”. Но сама девушка о своих достижениях говорит сдержанно, без зазнайства:

– Зачастую причиной остановки грузовых поездов становятся возгорание буксы, расцепка вагонов, неотход тормозной колодки от поверхности колеса и многое другое. Моя задача – своевременно заметить неисправности в движущемся составе и принять необходимые меры по их устранению, что я и делаю.

Со временем неисправности в подвижном составе Наталья научилась не только видеть, но и слышать.

– Сегодня, наверное, уже с закрытыми глазами смогу определить, есть ли в поезде повреждение. Ведь посторонний стук, лязг металла слышно за десятки метров, – продолжает моя собеседница. – Но прежде чем научиться “слышать неисправность”, пришлось детально разобраться в тонкостях работы не только путейцев, но и вагонников. Спасибо старшему брату – осмотрщику-ремонтнику, который всегда готов прийти на помощь: подсказать и проконсультировать.

Своими детьми по праву гордятся родители. Особенно отец, Сергей Яковлевич. Ведь именно он посоветовал своей единственной дочери выбрать путейскую специальность в Читинском техникуме железнодорожного транспорта. И не прогадал, видно, чувствовал в дочке большой потенциал. Да и как иначе, если ранних лет Наталья ответственно и добросовестно выполняла любое задание, которое бы не поручали ей родители или учителя в школе.

Непосредственный начальник Натальи Новожиловой, дорожный мастер Виталий Сайфулин, говорит, что сразу разглядел в молодом специалисте толкового работника:

– Наталья с первых дней активно включилась в работу. Во время дежурства она умеет отрешиться от обыденных забот и полностью погрузиться в производственный процесс. В нашем коллективе, несмотря на молодой возраст, она уже стала достойным примером. На неё равняются, просят совета в той или иной ситуации старшие коллеги. Многие хотели бы также успешно работать, но не всем удаётся угнаться за Натальей Новожиловой.

Наталья, в свою очередь, щедро делится своими знаниями и наработанным опытом.

Удивительно, что в студенческие годы тема “Эксплуатация железнодорожных переездов” для Натальи не была любимой. Как ни корпела она по ночам над учебниками и конспектами, а вот досконально разобраться в работе постов безопасности не получалось. Старейший преподаватель Читинского техникума железнодорожного транспорта, опытный специалист в путейском деле Асхат Гараевич Закиров на практических занятиях и зачётах часто находил пробелы в знаниях своей подопечной и нередко снижал бал. Студентка-активистка, староста группы, участница команды КВН и представить не могла, что к этой неподатливой теме в путевом хозяйстве ей придётся вернуться через несколько лет уже в Борзинской дистанции пути.

– Сколько раз после того, как я стала дежурной по переезду, хотела зайти в техникум, разыскать Асхата Гараевича и рассказать о том, что только сейчас по-настоящему поняла и по достоинству оценила работу поста безопасности, – говорит Наталья.

Железнодорожные переезды стали профессиональной пристанью и для другой студентки Закирова, одногруппницы Натальи, Дарьи Киберевой. Также как и подруга, Дарья трудится на посту безопасности на станции Могойтуй. Уже 10 лет девушек объединяет не только преданная дружба, но и общая профессия.

– Даже за праздничным столом нам не удаётся обойти путейскую тему,– смеётся Наталья, и тут же, уже серьёзно, продолжает. – Не раз бывало, что и во время смены звонила подруге, спрашивала совета. Дарья после окончания техникума поступила в Иркутский государственный университет путей сообщения, учится и меня подбивает идти получать высшее образование. Да я и сама уже поняла, что нуждаюсь в дальнейшем развитии, продолжении учёбы.

Как говорится, всему своё время: время набираться практического опыта, время получать высшее образование. Каждый сам принимает решение – когда вновь сесть за студенческую парту. Похоже, для Натальи это время пришло. Благо, семья всегда и во всём поддерживает. Если раньше главной помехой в продолжении образования был маленький, часто болеющий сынок, то теперь Владислав окреп, недавно окончил первый класс. В свои семь лет он мечтает стать машинистом, чтобы, проезжая железнодорожный переезд, всякий раз из кабины локомотива помахать рукой любимой мамочке.

А пока Владик подрастает, его маму уважительно приветствуют машинисты грузовых и пассажирских поездов, проходящих мимо поста безопасности. Слава о зорком и принципиальном дежурном по переезду быстро разлетелась по Борзинскому железнодорожному узлу. Не только путейцы, но и вагонники, движенцы, работники локомотивных бригад знают, что если Новожилова требует остановки состава, значит, она обнаружила существенную неполадку, грозящую безопасности движения поезда. А когда рация молчит, можно быть спокойным – всё в порядке!

– Даже в самой экстремальной ситуации важно сохранять хладнокровие, – учила своего молодого стажёра ветеран Борзинской дистанции пути Нина Бабий.

– Этот урок я запомнила на всю жизнь, – продолжает моя героиня. – Много ценных знаний передала мне опытная наставница. Сколько раз, бывало, вижу, что колёса идут юзом, а предупредить локомотивную бригаду и дежурного по станции не удаётся. В трубке – назойливый треск, постоянные помехи...

Тут бы отчаяться, ан нет! Наталья не из таких! Лишь наберёт в грудь побольше воздуха и вновь к рации, глядишь, и дежурный по станции отзовётся, а там и машинист выйдет на связь.

– С удовольствием иду на дежурство, – признаётся Наталья. – Сегодня я ни за что не променяю “живую” оперативную работу на переезде на прежнее место техника в техническом отделе, где начинала работать после окончания техникума.

Да и руководство Борзинской дистанции пути вряд ли захочет лишится такого ценного сотрудника на посту безопасности. Ведь сегодня ответственный и грамотный специалист, настоящий профессионал своего дела – на вес золота. И не только в Борзе, на всей магистрали!

Автор: Ольга Стракович