Знать профессию «в лицо» Московский железнодорожник

Знать профессию «в лицо»

Владимир Коптеев, Начальник отдела мониторинга путевого хозяйства ЦУСИ

Для молодёжи на железной дороге открываются большие перспективы

Для большинства российских обывателей железная дорога ассоциируется с путейцами – этакими одетыми в ярко-оранжевые жилетки здоровыми русскими мужиками с загорелыми лицами и по локоть закатанными рукавами. Образ человека труда, некогда воспетый советскими кинематографией и литературой, постепенно возвращается в наше общество.

При этом мало кто знает, что человек с ломом в руках мастерски владеет сложным современным оборудованием, способен развивать новые технологии в работе и владеет иностранными языками. Представителей новой формации железнодорожников на столичной магистрали немало. Владимир Коптеев – один из них.
– Я родом из Славянска, – делая ударение на первый слог, подчёркивает свою связь с донбасским городом начальник отдела мониторинга путевого хозяйства ЦУСИ Владимир Коптеев. – Там у меня много родственников, но родители давно оттуда уехали. Так что моё детство, юность прошли в Унече – самом солнечном месте на земле.
Если судить о городе по его жителям, то Унеча и впрямь очень доброжелательный и яркий. А как ещё объяснить тот факт, что при въезде в районный центр всех встречает табличка с курортным слоганом: «Добро пожаловать в солнечный город Унеча!». И если открытость людям и любовь к своей родине мой собеседник впитал из городской среды, то любовь к труду, уж точно, от отца Ильи Владимировича Коптеева – железнодорожника, бригадира по земляному полотну Унечской дистанции пути. Его слова «погоди, сынок, за жизнь ещё наработаешься» только пробуждали в мальчишке желание что-нибудь делать самому. Этот хозяйский подход к делу возмужавший Владимир применит и на стальной магистрали.
Но сначала была школа, где он учился с отличием и усердием, сдал ЕГЭ, участвовал в нескольких олимпиадах и, как результат, поступил в главный транспортный вуз страны – МИИТ, в Институт пути, строительства и сооружений.
– Я, пожалуй, человек целеустремлённый, – рассказывает о себе Владимир, –
хотя от мечты стать военным и поступить в Серпуховское ракетное училище отказался. Не мог пойти против воли мамы, которая, как и все женщины, боится войны. К поступлению в МИИТ готовился основательно. Получилось. Поэтому я благодарен судьбе, что стал именно железнодорожником. Работать здесь интересно. А потом, ответственность на нас сродни военной.
Учёба в ведущем транспортном вузе для унечского парня несколько отличалась от той, к которой привыкло большинство столичных студентов. На третьем курсе Владимир Коптеев приходит работать электромехаником в Московский метрополитен, трудится по ночам, как принято в столичной подземке. А все долгожданные летние каникулы проводит не на курортах и дачах, а в Бекасово, в ПМС-231. Так что ещё будучи студентом, мой собеседник освоил технологии всех видов ремонта железнодорожного полотна: от замены рельсов до операций с рельсошпальной решёткой. А последний раз отправлялся на производственную практику уже в должности бригадира пути.
– Я и своих друзей привлёк к работе в студенческом отряде в Бекасово, – подчёркивает Владимир. – После такой практики, честно скажу, на теорию приходишь другим человеком. Когда потрогаешь профессию руками, знания усваиваются лучше.
Эти знания впоследствии пригодятся молодому железнодорожнику как в трудовой, так и инновационной деятельности. В 2012 году его проект «Система мониторинга положения линейных объектов с автономной системой питания» занял второе место в дорожном конкурсе «Золотой резерв». Идея, которая пришла в голову молодому специалисту, поразила экспертов актуальностью и новизной. Владимир предложил оснастить стыки пути резистивными датчиками, которые бы в режиме реального времени сигнализировали о слепом зазоре, а значит, предупреждали о возможном выбросе пути. По задумке, подпитываться датчик должен от пьезоэлемента, который преобразует механическую энергию от воздействия поезда на рельс в электрическую.
В следующие годы у Владимира были и другие идеи по совершенствованию отрасли. Предлагал он также ввести систему СМС-информирования о случаях отказов для представителей того или иного хозяйства.
Вообще тематика предлагаемых Владимиром проектов хорошо иллюстрирует его профессиональную деятельность. С 2011 года он работает в центре управления содержанием инфраструктуры МЖД. Сюда молодого, но уже имевшего хороший опыт бригадира пути Московско-Рязанской дистанции пути направили в командировку. Знания и умения железнодорожника пришлись кстати при формировании уникального дорожного центра.
– Не то чтобы случайным было моё появление здесь, скорее неожиданным, – поясняет молодой специалист. – Своим профессиональным ростом в центре я обязан наставникам – Сергею Изгаршеву и Сергею Долгополову. Будучи монтёром, бригадиром пути, я усвоил главное – технологию работы, понял, как грамотно организовать процесс капитального ремонта пути, слабые стороны этой деятельности, роль руководителя предприятия.
После завершения процесса формирования ЦУСИ Владимир стал сначала ведущим технологом, а затем и начальником отдела мониторинга путевого хозяйства. Помимо сбора и оперативного представления информации о состоянии путевого полотна, он частенько бывает на линии. С завидной регулярностью выезжает, чтобы установить на лубрикаторы специальные платы, которые впоследствии передают в ЦУСИ данные о количестве смазочного материала. Так что, если по дороге вы увидите человека в ярко-оранжевом жилете с большими буквами «ЦУСИ» на спине и, возможно, даже в белой рубашке с рукавами, закатанными по локоть, не удивляйтесь. Молодые работники компании тяжёлой работы на пути не боятся. Они с неё начинают.

Автор: Наталья Щевелева