Знать профессию «в лицо»
Владимир Коптеев, Начальник отдела мониторинга путевого хозяйства ЦУСИДля большинства российских обывателей железная дорога ассоциируется с путейцами – этакими одетыми в ярко-оранжевые жилетки здоровыми русскими мужиками с загорелыми лицами и по локоть закатанными рукавами. Образ человека труда, некогда воспетый советскими кинематографией и литературой, постепенно возвращается в наше общество.
При этом мало кто знает, что человек с ломом в руках мастерски владеет сложным современным оборудованием, способен развивать новые технологии в работе и владеет иностранными языками. Представителей новой формации железнодорожников на столичной магистрали немало. Владимир Коптеев – один из них.
– Я родом из Славянска, – делая ударение на первый слог, подчёркивает свою связь с донбасским городом начальник отдела мониторинга путевого хозяйства ЦУСИ Владимир Коптеев. – Там у меня много родственников, но родители давно оттуда уехали. Так что моё детство, юность прошли в Унече – самом солнечном месте на земле.
Если судить о городе по его жителям, то Унеча и впрямь очень доброжелательный и яркий. А как ещё объяснить тот факт, что при въезде в районный центр всех встречает табличка с курортным слоганом: «Добро пожаловать в солнечный город Унеча!». И если открытость людям и любовь к своей родине мой собеседник впитал из городской среды, то любовь к труду, уж точно, от отца Ильи Владимировича Коптеева – железнодорожника, бригадира по земляному полотну Унечской дистанции пути. Его слова «погоди, сынок, за жизнь ещё наработаешься» только пробуждали в мальчишке желание что-нибудь делать самому. Этот хозяйский подход к делу возмужавший Владимир применит и на стальной магистрали.
Но сначала была школа, где он учился с отличием и усердием, сдал ЕГЭ, участвовал в нескольких олимпиадах и, как результат, поступил в главный транспортный вуз страны – МИИТ, в Институт пути, строительства и сооружений.
– Я, пожалуй, человек целеустремлённый, – рассказывает о себе Владимир, –
хотя от мечты стать военным и поступить в Серпуховское ракетное училище отказался. Не мог пойти против воли мамы, которая, как и все женщины, боится войны. К поступлению в МИИТ готовился основательно. Получилось. Поэтому я благодарен судьбе, что стал именно железнодорожником. Работать здесь интересно. А потом, ответственность на нас сродни военной.
Учёба в ведущем транспортном вузе для унечского парня несколько отличалась от той, к которой привыкло большинство столичных студентов. На третьем курсе Владимир Коптеев приходит работать электромехаником в Московский метрополитен, трудится по ночам, как принято в столичной подземке. А все долгожданные летние каникулы проводит не на курортах и дачах, а в Бекасово, в ПМС-231. Так что ещё будучи студентом, мой собеседник освоил технологии всех видов ремонта железнодорожного полотна: от замены рельсов до операций с рельсошпальной решёткой. А последний раз отправлялся на производственную практику уже в должности бригадира пути.
– Я и своих друзей привлёк к работе в студенческом отряде в Бекасово, – подчёркивает Владимир. – После такой практики, честно скажу, на теорию приходишь другим человеком. Когда потрогаешь профессию руками, знания усваиваются лучше.
Эти знания впоследствии пригодятся молодому железнодорожнику как в трудовой, так и инновационной деятельности. В 2012 году его проект «Система мониторинга положения линейных объектов с автономной системой питания» занял второе место в дорожном конкурсе «Золотой резерв». Идея, которая пришла в голову молодому специалисту, поразила экспертов актуальностью и новизной. Владимир предложил оснастить стыки пути резистивными датчиками, которые бы в режиме реального времени сигнализировали о слепом зазоре, а значит, предупреждали о возможном выбросе пути. По задумке, подпитываться датчик должен от пьезоэлемента, который преобразует механическую энергию от воздействия поезда на рельс в электрическую.
В следующие годы у Владимира были и другие идеи по совершенствованию отрасли. Предлагал он также ввести систему СМС-информирования о случаях отказов для представителей того или иного хозяйства.
Вообще тематика предлагаемых Владимиром проектов хорошо иллюстрирует его профессиональную деятельность. С 2011 года он работает в центре управления содержанием инфраструктуры МЖД. Сюда молодого, но уже имевшего хороший опыт бригадира пути Московско-Рязанской дистанции пути направили в командировку. Знания и умения железнодорожника пришлись кстати при формировании уникального дорожного центра.
– Не то чтобы случайным было моё появление здесь, скорее неожиданным, – поясняет молодой специалист. – Своим профессиональным ростом в центре я обязан наставникам – Сергею Изгаршеву и Сергею Долгополову. Будучи монтёром, бригадиром пути, я усвоил главное – технологию работы, понял, как грамотно организовать процесс капитального ремонта пути, слабые стороны этой деятельности, роль руководителя предприятия.
После завершения процесса формирования ЦУСИ Владимир стал сначала ведущим технологом, а затем и начальником отдела мониторинга путевого хозяйства. Помимо сбора и оперативного представления информации о состоянии путевого полотна, он частенько бывает на линии. С завидной регулярностью выезжает, чтобы установить на лубрикаторы специальные платы, которые впоследствии передают в ЦУСИ данные о количестве смазочного материала. Так что, если по дороге вы увидите человека в ярко-оранжевом жилете с большими буквами «ЦУСИ» на спине и, возможно, даже в белой рубашке с рукавами, закатанными по локоть, не удивляйтесь. Молодые работники компании тяжёлой работы на пути не боятся. Они с неё начинают.