Экзамен на бдительность Призыв

Экзамен на бдительность

Вячеслав Никоношин и Олег Сумароков, Локомотивная бригада

Локомотивная бригада помогла задержать нарушителя государственной границы.

Во время осмотра Орского региона главный инженер дороги Анатолий Храмцов наградил часами машиниста эксплуатационного локомотивного депо Карталы Вячеслава Никоношина.

Этому приятному событию предшествовала почти детективная история. В канун Международного женского дня локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Карталы в составе машиниста Вячеслава Никоношина и его помощника Олега Сумарокова вела грузовой поезд из Челябинска домой, в Карталы.
Поездка проходила в штатном режиме. Электровоз работал как часы. Локомотивная бригада согласно инструкции внимательно следила за показаниями приборов безопасности, всматривалась в путь, оценивала состояние контактной сети и оглядывала прилегающие к железнодорожному полотну окрестности.

Поезд с установленной скоростью миновал станцию Троицк и через некоторое время въехал на территорию Республики Казахстан. Вот промелькнула в заснеженной степи станция Бускуль. Впереди показался встречный грузовой поезд, который через несколько минут поравнялся с составом Вячеслава Никоношина и Олега Сумарокова. Помощник и машинист насторожились и стали само внимание: в такой ситуации всегда надо быть начеку! Профессиональным взглядом они провожали проносившиеся мимо гружёные полувагоны.

– Вдруг мы практически одновременно с помощником в приближающемся вагоне на куче угля заметили какой-то посторонний предмет красноватого цвета. Сначала нам показалось, что лежит обыкновенный кусок тряпки, – вспоминает машинист Вячеслав Никоношин. – И только когда полувагон на мгновение поравнялся с кабиной локомотива, смогли разглядеть человека, который лежал без движения и признаков жизни. По всей видимости, чтобы хоть как-то уберечься от пронизывающего встречного ветра, он, как собака, свернулся в комочек. А на голову натянул куртку.
– За время работы в поездах ничего подобного видеть не приходилось. Мы буквально опешили от такой картины и грешным делом подумали, что человек уже замёрз. Представляете, на улице мороз градусов под двадцать, поезд мчится со скоростью восемьдесят километров в час – и, самое главное, укрыться негде. Настоящий ужас! Такому «пассажиру» не позавидуешь. А если он не замёрз, то его могло током стукнуть. До контактного провода, что называется, рукой подать, – добавляет помощник Олег Сумароков.
– У меня сразу же мелькнула мысль: разве нормальный здравомыслящий человек мог решиться на такое безумное путешествие? Согласитесь, что не всякий отважится, рискуя собственной жизнью, отправиться в путь зимой в продуваемом всеми ветрами железном грузовом вагоне, да ещё на куче угля. Для такого должны быть очень веские причины! Поэтому в тот момент мы не рассуждали, что там какой-то преступник или нарушитель государственной границы. У нас имелось только одно желание – спасти жизнь бедолаге, – продолжает рассказ машинист Вячеслав Никоношин.

Локомотивная бригада тут же сообщила о чрезвычайной ситуации машинисту встречного поезда и дежурной по станции Бускуль. Она, в свою очередь, доложила о ЧП поездному диспетчеру в Челябинске. Тот просто не поверил ушам и лично вызвал Вячеслава Никоношина, чтобы самому удостовериться, всё ли правильно понял.

Грузовой поезд остановили на станции Бускуль, и вызванный железнодорожниками наряд казахстанских пограничников буквально силой вытащил нарушителя из вагона. Тот не только оказался жив, но и явно не собирался покидать насиженного места.
После соответствующей проверки мужчину передали российским стражам границы, которые и выяснили его подноготную.
Позже руководство пограничного управления по Челябинской области ФСБ России обратилось к начальнику Южно-Уральской железной дороги с ходатайством о поощрении машиниста за проявленную бдительность. Во время весеннего осмотра главный инженер дороги Анатолий Храмцов вручил Вячеславу Никоношину часы. После того зачитали приказ, в котором говорилось, что машинист награждается за активную гражданскую позицию в обеспечении… охраны государственной границы. Сидящие в зале работники Карталинского железнодорожного узла недоумённо переглянулись и тут же зашептались. В истории Карталов да, наверное, и всей Южно-Уральской железной дороги вряд ли кто-нибудь припомнит такую необычную формулировку приказа на поощрение работника магистрали.

После совещания, на котором подводились итоги осмотра Орского региона, коллеги по работе, да и просто знакомые, то и дело подходили к герою дня, чтобы из первых уст узнать все подробности столь необычного случая.

– Во-первых, полученные часы не только моя награда, но и моего помощника. Всё происходило на наших глазах, и мы вместе принимали решение, – сразу же подчеркнул в ходе нашей беседы машинист Вячеслав Никоношин. – Во-вторых, честно говоря, никак не пойму такого повышенного интереса к моей скромной персоне. Мы не совершили ничего из ряда вон выходящего, тем более героического. На нашем месте также действовала бы любая локомотивная бригада.

Действительно, локомотивная бригада не бегала за нарушителем государственной  границы по лесам и полям, пытаясь его задержать. Она просто чётко и во¬время среагировала на то, что увидела, и сообщила о происшествии куда следует. Уж там в работу включились компетентные органы и довели дело до логического завершения. Но, тем не менее, машинист и помощник действовали как заправские пограничники.

– Мы и есть настоящие стражи наших рубежей, потому что по долгу службы приходится регулярно пересекать государ¬ственную границу с Республикой Казах¬стан и в связи с этим постоянно быть начеку, – улыбается Вячеслав Никоношин. – Что касается моего помощника, то он действительно в прошлом пограничник.

Олег Сумароков был призван в пограничные войска в начале 1990-х годов и проходил действительную воинскую службу на границе Таджикистана с Афганистаном. В то время в регионе было очень неспокойно. Афганцы то и дело нарушали границу только что получившего суверенитет молодого государства, пытаясь наладить канал для переброски наркотиков в Россию. И «зелёным фуражкам» приходилось довольно часто применять оружие. Подразделение Олега Сумарокова находилась рядом с той самой знаменитой заставой Московского погранотряда, которая прославилась тем, что вступила в бой с превосходящими силами афганских моджахедов и отбила их атаку. Вот в таких непростых условиях карталинец честно выполнил долг перед Родиной и был награждён знаком «За отличие в воинской службе».

Вячеслав Никоношин пришёл работать на железную дорогу двадцать лет назад после окончания Карталинского железнодорожного училища, где получил специальность помощника машиниста. Правда, начал он трудовую деятельность в качест¬ве кузнеца в локомотивном депо. Но в конце концов желание водить поезда взяло верх, и он перешёл в цех эксплуатации. Два года отработал помощником машиниста, а три года назад встал за правое крыло локомотива. Дополнительно освоил электровоз постоянного тока и часто водит поезда в Челябинск.

Олег Сумароков тоже не новичок на железной дороге. Также окончил Карталинское железнодорожное училище. Трудился в восстановительном поезде, был машинистом путевых машин, а потом решил пойти на поезда и попал в качестве помощника к машинисту Никоношину. Кстати, в таком составе это была всего лишь третья их поездка. Но, несмотря на столь короткий срок совместной работы, они показали себя слаженным экипажем и успешно выдержали экзамен на бдительность.

Автор: Вячеслав Чеботько