Часовой автоматики Транссиб

Часовой автоматики

Василий Гарин, старший электромеханик Новосибирской дистанции СЦБ

Обладатель уникального трудового достижения поделился секретами безупречной работы.

 Свидетельство о присвоении звания «Электромеханик 1 класса» в разные годы старшему электромеханику Новосибирской дистанции СЦБ Василию Гарину вручали начальники дороги Александр Целько и Анатолий Регер, главный инженер магистрали Владимир Цимерман, начальники дирекции инфраструктуры Иван Пименов и Иван Маложон... Всего он подтверждал его десять (!) раз за 11 лет, которые существует это классное звание.

Главная радость – общая
 Водить поезда – такую мечту лелеял советский школьник Василий Гарин с тех пор, как однажды увидел объявление о наборе учащихся в Новосибирское железнодорожное училище №10. Однако мечте не суждено было сбыться – когда Василий добрался до училища, набор на специальность «помощник машиниста» уже был закрыт... Встал выбор: связать жизнь с железной дорогой другим образом или пойти по иной стезе. Гарин выбрал первое, поступив в железнодорожное училище на специальность «электромонтер сигнализации, централизации и блокировки», и об этом решении не пожалел ни разу.

Производственную практику Василию Гарину выпало проходить на станции Новосибирск-Восточный. Знал ли он тогда, что здесь он «задержится» на последующую четверть века?

Освоился среди старших коллег Василий довольно быстро, схватывал все на лету и после окончания училища был принят в Новосибирскую дистанцию СЦБ электромонтером 6 разряда. Правда, поработав чуть больше года, Василию пришлось сменить железнодорожную спецовку на военную форму. Но после армии его вновь ждали в дистанции... 

И начальство, и коллеги, и сам Гарин сразу поняли, что автоматика и телемеханика – это его. Уже через два года, сдав соответствующие экзамены, он перешел на должность «электромеханик СЦБ». На следующую карьерную ступень наш герой поднялся в 2002 году, когда был назначен старшим электромехаником СЦБ. 

На просьбу назвать самое яркое событие из своей трудовой биографии Василий Евгеньевич вспоминает общую радость для всего его коллектива – включение новой централизации на станции Новосибирск-Восточный. И даже сходу называет точную дату этого события – 19 декабря 2000 года. 

– Событие и правда было долгожданное – разговоры о новой централизации шли еще со времен, когда я только устроился в дистанцию, – говорит электромеханик. – С другой стороны, электромеханики твердой руки куются, когда повреждение идет за повреждением. С включением новой централизации работать стало намного легче, безопасность движения возросла в разы, но и практики для работников нового поколения маловато. Так что по-своему я благодарен судьбе, что начало моей трудовой жизни пришлось на не самые легкие годы.

Мудрый наставник
За два с половиной десятка лет, отработанных стабильно на одном месте, Василий Евгеньевич имел возможность наблюдать, как меняется не только станция и перегоны, но и коллектив. Казалось бы, еще свежо в памяти время, когда он пришел сюда «зеленым» выпускником училища и внимал каждому слову своего наставника Павла Гацко, а вот уже и сам Гарин наставляет не первое поколение молодых работников дистанции. И главное, что прививает лучший электромеханик дороги им «смолоду», – это по-настоящему серьезное отношение к своей работе. Ведь молодежь зачастую не осознает всю ответственность, которая лежит на плечах каждого СЦБиста.

– Квалифицированный электромеханик может обхитрить технику, – поведал Василий Евгеньевич, – к примеру, поставить временную перемычку вместо того, чтобы потратить время и силы на поиск причин повреждения. Но такие нарушения технологии могут привести к крушению поезда и гибели людей, и подобные случаи известны. Мне это объяснили как главный завет с первых шагов в профессии, и я в свою очередь втолковываю его следующим поколениям наших сотрудников.

Знакомство с вновь прибывшими в дистанцию ребятами наставник начинает с выяснения, надолго ли они пришли. Если у молодого специалиста горят глаза, если он проявляет инициативу и сам хочет учиться премудростям профессии, с таким подопечным Гарин готов продолжить обучение и после окончания рабочего дня. Если же парень едва ли не прямым текстом говорит, что пришел сюда ненадолго, возникает вопрос: стоит ли в такого вкладывать душу?..

– Стараюсь обучать практикой, – говорит Василий Гарин. – На линии повреждение – предлагаю молодому самостоятельно найти и устранить его (под моим контролем, разумеется). В реальных условиях схватывают все намного быстрее, чем на теоретических занятиях, да и помнить будут лучше.

– Василий Евгеньевич – добросовестный работник, всю жизнь отдавший железной дороге, он пример для подражания для всего нашего шестого цеха, – характеризует своего непосредственного начальника электромеханик Новосибирской дистанции СЦБ Ильдар Мухаметшин. – Он очень отзывчивый, и это касается не только работы – к нему всегда можно обратиться с личными проблемами, зная, что в помощи он не откажет. Ну а в профессиональном плане я, можно сказать, всему научился у него.

Еще одна серьезная проблема, о которой с болью в голосе говорит старший электромеханик, – это вандализм. Район вокруг Новосибирска-Восточного и близлежащих станций не самый благополучный, и технические устройства то и дело кто-нибудь громит.

– Ладно ребятня, но ведь и взрослые люди такое творят! – не сдерживает эмоций Гарин. – Идет прилично одетый мужик, замечает светофор, и вдруг ему приходит в голову мысль: дай-ка я метну в него камешком, меткость проверю. Разбивает и чувствует себя героем, да еще и сожалеет, наверное, что никто не увидел его «подвига». Что ж, такое воспитание у этих людей... Не уважают самих себя, не могут потешить свое мужское самолюбие другими способами.

Обязанность – следить
Говоря о достижениях, Василий Евгеньевич верен себе: в первую очередь называет не десять званий «Электромеханик 1 класса» и не Почетную грамоту президента компании Владимира Якунина, а то, что за прошедший год Новосибирская дистанция СЦБ общими усилиями скакнула в дорожном рейтинге с позорного 13 места на «призовое» третье.

Кстати, Гарин не единственный на магистрали обладатель столь завидного достижения. Старший электромеханик Тайгинской дистанции СЦБ Сергей Ворожцов также подтверждал звание «Электромеханик 1 класса» десятикратно. Но вызывать коллегу с Кузбасса на «соцсоревнование» новосибирец не собирается.

– Я же прекрасно понимаю, что все мы работаем в разных условиях, – рассуждает Василий Евгеньевич. – У нас вот обновленная централизация на станции, да и стрелок 50, а у кого-то их больше ста и устройства и кабельная сеть более устаревшие. А спрос-то со всех один: умри, но не допусти повреждений, задержек поездов, травматизма. На эстетику территории, кстати, начальство и ревизоры тоже обращают внимание, так что и этот вопрос мы держим на контроле: там подкрасим, здесь прополем...

Основную свою должностную обязанность Василий Евгеньевич характеризует одним словом: следить. Следить за напряжением питания всех устройств, за состоянием рельсовых цепей, автоблокировки на перегонах. Испытывать дизель-генераторы под нагрузкой. Проверять стрелки на плотность прижатия остряка к рамному рельсу. Контролировать исправность автоматики на переездах. Все это может показаться рутиной, если не помнить о том, что безответственное отношение к работе СЦБиста может привести к ужасным последствиям. И Василий Гарин об этом помнит всегда:

– Грузовое движение в нашей зоне ответственности – от станции Иня-Восточная до самого Новосибирска-Главного – не слишком интенсивное, а вот пассажирские и пригородные поезда идут один за другим. Поэтому я лучше проверю на несколько раз, взгляну еще раз на схему, позвоню, проконсультируюсь, но сделаю все правильно, не буду рисковать. И после завершения работ снова проверю, все ли корректно работает. В общем, несмотря на большой стаж, каждый рабочий день для меня будто первый. Откуда такие достижения, спрашиваете? Люблю свою профессию, что с этим поделаешь (улыбается).

Автор: Александр Матвеев