Живые схемы Воробьёва Волжская магистраль

Живые схемы Воробьёва

Андрей Воробьёв, слесарь участка по ремонту и обслуживанию приборов безопасности и микропроцессорной техники ремонтного локомотивного депо Горький-Центральный

Увлечение электроникой слесаря-ремонтника проявилось в десятках рацпредложений.


По схематическим рисункам всевозможных устройств Андрей Воробьёв, слесарь участка по ремонту и обслуживанию приборов безопасности и микропроцессорной техники ремонтного локомотивного депо Горький-Центральный, видит их в работе. Так же, как пианист, глядя в новые ноты, слышит записанную там музыку.

Городок в электросхеме

– Так получилось, что в своей жизни я занимался низкочастотной и высокочастотной, сильноточной и слаботочной, цифровой электроникой. В каждой из них есть своя специфика. И сейчас для меня любая схема – как живая, – говорит Андрей Владимирович. – Я вижу, как токи текут.

Впервые радость от того, что сам смог собрать простенький радиоприёмник, Андрей испытал в седьмом классе.

– Сначала там что-то трещало, шумело, и вдруг мой приёмник заработал! Изумлению не было конца, ведь это – всего лишь кучка деталей... Захотелось научиться большему. У нас в Дзержинске был по профилю только техникум, вот после восьмого класса я туда и поступил, на специальность «техник-электрик». Там меня заинтересовал предмет «промышленная электроника», чем я и продолжил заниматься затем в Горьковском политехе, на радиофаке. Появились знания – стал сам разрабатывать схемы.

Воробьёв собрал радиостанцию, выходил в эфир, получив такое право (а с этим тогда было очень строго!) и свой позывной в горьковском Доме связи. А придя работать на Горьковскую магистраль, где трудится уже 30 лет, увлёкся железнодорожной автоматикой:

– Здесь такой симбиоз получается: и электроника, и чистая электрика.

Интересно рассказывать о своей работе дано не всем «технарям», но у Воробьёва это получается.

– Там внутри стоит такая металлическая пластинка от перегрева, и есть катушка, которая при большом токе втягивается и выбивает защёлку, – понятно объясняет он, к примеру, принцип работы автоматического выключателя. Слушая его, я невольно вспомнила сказку князя Владимира Одоевского «Городок в табакерке». Про мальчиков-колокольчиков, дядек-молоточков, царевну Пружинку... Наверное, и тот мальчик Миша из сказки, когда вырос, стал таким же мастером, как Андрей Владимирович.

Нужные вещи

С 1990 года Андрей Воробьёв занимается системами безопасности. Он входил в инициативную группу электронщиков, которые первыми на дороге осваивали систему САУТ, взаимодействуя с её разработчиками из Екатеринбургского ВНИИЖТ. Благодаря Воробьёву и его коллегам весь парк ТЧ-6 – порядка 150 локомотивов – был оснащён новыми тогда, сложными электронными устройствами. О том времени напоминают Андрею Владимировичу именные часы министра путей сообщения.

За свои идеи, рацпредложения, снимавшие актуальные вопросы на производстве, Воробьёв не раз удостаивался высоких, заслуженных званий, в том числе «Лучший рационализатор ГЖД». С 2006 года он является почётным железнодорожником, чем не кичится. Вообще, из разговоров с ним стало понятно, что все свои приборы этот человек создаёт не столько ради престижа или вознаграждений, положенных за рационализаторство.

– Просто я вижу, что моими приборами пользуются, они востребованы каждый день, – говорит он. – Мне интересно создавать полезные вещи. Это хобби, которым я занимаюсь в свободное от работы время. Хотя легко всё не даётся. Сколько тетрадей исписано, изрисовано схемами, не перечесть.

Из работ прошлого года стоит отметить созданные Воробьёвым и постоянно находящиеся в работе деповчан устройство для настройки топливной аппаратуры тепловоза, переносный стенд для диагностики автоматических выключателей. А устройство диагностики локомотивных источников питания типа 50-ИП-ЛЭ, по заданию Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Воробьёв сделал в нескольких экземплярах – для всех депо ГЖД. (Об этом приборе писали в журнале «Вестник локомотиворемонтника»).

В нынешнем году Андрей Владимирович успел создать устройство диагностики входных сигналов, устройство диагностики сигнала регистратора САУТ и – как он сам считает, самое интересное, – адаптивный имитатор шлейфа АЛСН с управлением по радиоканалу.

– Электровоз можно поставить на шлейф и проверить прохождение сигнальных кодов с помощью аппаратуры АЛСН или КЛУБ. Однако бывает так, что шлейф занят другим локомотивом, надо время, чтобы освободить. Или необходимо проверить правильность приёма сигналов АЛСН, а локомотив находится в цехе, – объясняет рационализатор. – Для того чтобы в любом месте, в любое время проверить работоспособность систем АЛСН, КЛУБ, САУТ, и был создан этот прибор.

Доброе имя, доброе слово

Мастер участка по ремонту и обслуживанию приборов безопасности и микропроцессорной техники ТЧр-29 Алексей Вилков отзывается о Воробьёве очень тепло:

– Не только для нашего участка, но и для всего депо Андрей Владимирович важен. Потому что если станок какой-то ломается или ещё что-то, к его помощи прибегаем. Молодёжи в пример ставим: учитесь, растите.

В Дирекции по ремонту тягового подвижного состава также высокого мнения о Воробьёве.

– С юности знаю Андрея. Достойный человек. Мало таких. Уникум, – характеризует его заместитель начальника центра по ремонту и обслуживанию устройств безопасности дирекции Николай Курочкин.

Воробьёв так же уважительно говорит о коллегах. О ветеране ТЧр-29 Геннадии Толчине, с которым вместе воплотили немало рацидей в жизнь, о сменщике Евгении Акимкине, о напарнике Владимире Семёнове. А на вопрос, почему с образованием инженера работает слесарем, отвечает:

– Меня это ни в коей мере не смущает. Не я один с высшим образованием работаю на участке. Дело в том, что электроника в приборах безопасности очень сложна, без глубоких знаний в ней не разобраться. 
Автор: Ольга Люлина