Всегда знает, где искать Забайкальская магистраль

Всегда знает, где искать

Игорь Негода, осмоторщик

С начала года осмотрщик Игорь Негода обнаружил восемь трудно выявляемых неисправностей.

Случается, что человек отработал на предприятии долгие годы, но остался временщиком, которого не трогают ни цеховые дела, ни трудовые будни, ни радости коллектива. Но для Игоря Негоды когда-то временное трудоустройство на железную дорогу стало истинным призванием, а Белогорское эксплуатационное вагонное депо – близким и родным. И ходит он в передовиках, признан лучшим общественным инспектором предприятия, имеет дипломы “Лучший по профессии”.

Родился Игорь Геннадьевич в Алтайском крае в 1972 году, но всё же считает себя коренным белогорцем. И это не мудрено, ведь в Белогорске он живёт с 11 лет.

– Здесь я окончил школу, отсюда уходил в армию, – говорит Игорь Негода. – Сюда же вернулся после службы в армии. В Белогорске и женился. На железную дорогу я пришёл в 22 года. До этого немного поработал автослесарем в белогорском грузовом автотранспортном предприятии (АТП). И эта профессия мне очень нравилась, думал, что буду возиться с двигателями всегда.

Но перестроечные времена внесли свои коррективы в жизнь Игоря Геннадьевича. АТП стало сдавать позиции, а потом и вовсе зачахло. Нужно было определяться с профессией, и выбор мужчины пал на железную дорогу, которая всегда была гарантом стабильности.

– Я, вообще-то, думал, что это будет временная работа, – признаётся железнодорожник. – Надеялся, что автотранспортное предприятие, с которого ушёл, воспрянет. Но этого, увы, не произошло.

Народная мудрость гласит, что нет ничего более постоянного, чем что-то временное. И в этом году исполнилось 20 лет, как Игорь Негода трудится на стальной магистрали.

Игорь Геннадьевич переступил порог отдела кадров Белогорского вагонного депо в 1994 году, когда ещё единое предприятие не разделилось на ремонт и эксплуатацию. И начинающий железнодорожник, как и все тогдашние новички, два года проработал слесарем по ремонту подвижного состава. За это время он сумел досконально изучить все узлы и детали вагонов. И спустя два года, отучившись в Свободненской дортехшколе, перешёл в осмотрщики вагонов. Немало воды утекло с тех пор, но и сегодня опыт слесарной работы только играет ему на руку, позволяя быстро определять трудно выявляемые неисправности.

– Наверно, каждый осмотрщик вагонов помнит свою первую обнаруженную неисправность, – сказал Игорь Негода. – Весна 1996 года, я только-только вернулся из Свободненской дорожной школы и вышел в одну из первых дневных смен. Неисправность я обнаружил у “бочки”, так мы между собой называем цистерны. Было разрушение роликовой буксы. Такую неисправность сложно найти без внешних признаков. Неисправная букса сходит с шейки оси, но может потом и встать на место. Но она уже с дефектом, который трудно обнаружить. Здесь нужно чутьё иметь. Эта неисправность запомнилась, а потом пошла череда других, из которых трудно выделить что-то в общем потоке.

Для Игоря Негоды и подобных ему осмотрщиков обнаружение “больных” вагонов – просто часть их работы. Однако каждая выявленная неисправность – это поезд, проследовавший к месту назначения, а не ушедший под откос. И даже, возможно, чьи-то спасённые жизни.

“Смотрит” Игорь Геннадьевич только грузовые поезда, так как у пассажирских вагонов другое устройство тележек. О том, чтобы стать осмотрщиком пассажирских вагонов, он даже и не думает. Ни к чему это, считает железнодорожник. Лучше оставаться профессионалом в выбранном деле и добиваться успехов в нём, чем прыгать с места на место.

– Десять лет Игорь Негода проработал осмотрщиком на ПТО второго Белогорска, – рассказывает заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Белогорского эксплуатационного вагонного депо Александр Соломка. – Потом он перевёлся на станцию Белогорск-1, когда парк подвергся реконструкции, и работы на первом Белогорске стало больше. Работает этот осмотрщик не просто отлично и без нареканий, он один из лучших осмотрщиков всего нашего депо. И это признаёт не только руководство депо, но вышестоящее начальство. И если есть на кого равняться на предприятии, так это на Игоря Негоду!

С начала этого года бдительный осмотрщик уже обнаружил восемь трудно выявляемых неисправностей: шесть дефектных боковых рам, две трещины диска колеса и столько же трещин в надрессорных брусах. Подобные показатели для Игоря Негоды не случайны, это результат основательной посвящённости в профессию и постоянного самообучения. При этом его мастерство растёт год от года.

В 2012 году в копилке бдительного осмотрщика было 13 трещин, выявленных в боковинах рам. Тогда Игорь Негода был признан лучшим осмотрщиком на Забайкальской железной дороге. В этом году Игорю Геннадьевичу снова вручили диплом “Лучший по профессии” и опять-таки вторично присвоили звание “Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте” с вручением удостоверения и значка.

– Но, наверное, не было бы сегодня всех моих трудовых успехов и наград, если бы я не встретил в трудовой жизни такого наставника, как Юрий Соколов, – подводит своеобразный итог своего 20-летнего пребывания в Белогорском эксплуатационном вагонном депо Игорь Негода. – Он был старшим смены осмотрщиков, когда я только-только влился в коллектив. И он постоянно задавал какие-то вопросы по профессии. Если я не знал ответа, то он сам отвечал на них. Потом снова задавал, и снова отвечал. И так до тех пор, пока я не запомнил и не научился быстро находить безошибочный ответ на вопрос. И основы бдительности мне, как осмотрщику вагонов, привиты с первых шагов в профессии.

Наставничество для Игоря Геннадьевича – не пустой звук. Среди его учеников есть и нынешние коллеги, и специалисты, и руководители подразделений депо. Его учеником был Алексей Гора, работающий сегодня с ним рядом, и Игорь Козин, начальник пункта технического осмотра станции Белогорск-2.

И по сей день Игорь Негода продолжает учить молодёжь азам профессии.

– Сегодня в осмотрщики в нашем депо набирают ребят после окончания шестимесячных курсов при Белогорском техническом лицее, – говорит Игорь Негода. – Я ничего не имею против этого метода обучения, но мне кажется, что раньше нас готовили основательнее. Сначала ты должен был в совершенстве овладеть слесарным делом. И только после этого тебя направляли в дорожную техническую школу обучаться на осмотрщика. А сегодня выпускник курсов, не имея хорошей практики, выходит на осмотр вагонов. И, конечно, не всё у него сразу получается. Поэтому институт наставничества в настоящее время как нельзя кстати. Хотя нужно отдать должное, за последние годы депо совместно с Белогорским техническим лицеем подготовили достаточное количество осмотрщиков, которые трудятся сейчас на всех ПТО предприятия. И всё же именно наставничество помогает новичкам влиться в коллектив депо. И я без ложной скромности скажу, что половина Белогорского депо – это мои ученики.

В 2007 году Игорь Негода поступил в Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Выбрал он, естественно, заочную форму обучения и, конечно, специальность “Вагонное хозяйство”. Сейчас, правда, находится в академическом отпуске по семейным обстоятельствам, но всё же намерен в дальнейшем стать дипломированным специалистом.

Кстати сказать, у Игоря Геннадьевича трое детей. Старшей дочери исполнилось 24 года, сыну – 21 год, и вся ласка сегодня достаётся пятилетней Вареньке. В марте Игорь получил ещё одно “почётное звание” – дедушка. У него родился внук, Славой назвали. В семействе уверены, что он обязательно обретёт её. Как дед!

Специальность железнодорожника пока не выбрал ни один ребёнок Игоря Негоды, но ведь он и сам пришёл в вагонное депо не сразу.

– Даже если они не придут на дорогу позднее – это их выбор, и я его уважаю, – говорит осмотрщик. – Но продолжатель династии всё-таки есть. В нашем же депо, в смене Александра Резникова, работает мой зять, Денис Звягинцев.

Раньше у Игоря Негоды было хобби – футбол. Он часто выступал за команду своего предприятия. Но сегодня мужчина за сорок считается в депо уже “ветераном”. Хотя, как говорит он сам, с удовольствием бы побегал по полю с мячом. И это, думается, не проблема, нужно только организовать команду “ветеранов” и вызвать на бой, к примеру, “старичков” из локомотивного депо. Спорт – он же, как говорится, помощник в любом деле. В здоровом теле – здоровый дух! И бдительность, столь необходимая железнодорожнику.
Автор: Александр Потапов