Без тормозов Транссиб

Без тормозов

Евгений Молчанов и Алексей Капитанов, сотрудники локомотивной бригады

Находясь в неуправляемой мотрисе, локомотивная бригада сохраняла железную выдержку.

Это было в феврале. Мотриса, полная пассажиров, возвращалась из Черепанова после проведенного квартального осмотра заместителя начальника железной дороги по Алтайскому территориальному управлению. Машинист Евгений Молчанов и его помощник Алексей Капитанов мчали самоходку в Барнаул, не подозревая о грядущей катастрофе.

Удар исподтишка

Пассажиры мотрисы – ревизоры, руководители линейных предприятий, путейцы – оживленно обсуждали результаты осмотра и мысленно готовились к следующему рабочему дню. Всего в салоне находилось более 35 человек.

– Неладное началось на подъезде к станции Красный Боец, – вспоминает Евгений Молчанов. – Видимость на этом участке отличная, грех жаловаться. Так что подъезжающую к нерегулируемому переезду машину мы заметили издалека. Как сейчас помню, это был ВАЗ-2114.

Бригада подала звуковой сигнал, и «Лада», казалось бы, притормозила. Мотриса въехала на переезд.

Вдруг – оглушительный грохот, и мотриса заходила ходуном. Локомотивная бригада недолго размышляла о том, что произошло: это та самая «Лада», по неведомой причине продолжившая движение, врезалась им в бок.

Сначала показалось, что обошлись малой кровью – от удара никто не пострадал, да и схода не произошло. Но облегченно выдыхать было еще ой как рано.

– Тормози! – крикнул Алексей Капитанов.

Машинист применил экстренное торможение, потянув ручку на себя… но где же пронзительный скрип колес и резкая остановка? Мотриса никак не отреагировала и продолжила на скорости более 80 км/ч лететь вперед. Как оказалось, столкновение с злосчастной «Ладой» напрочь оборвало мотрисе тормоза.

Бригада и несколько десятков пассажиров оказались в заложниках у судьбы: и ехать нельзя, и остановиться невозможно. Оставалось только ждать, но чего? В лучшем случае (если в такой ситуации вообще применимо слово «лучший») – искусственного схода и опрокидывания в кювет, в худшем – столкновения с другим составом, ведь от близлежащей станции уже отъехала навстречу электричка…

Машинист докладывал о положении дел дежурному по станции Красный Боец, а помощник машиниста в это время пошел в салон. И Евгений, и Алексей понимали: нужно пресечь зарождающуюся панику, иначе ситуация выйдет из-под контроля, и люди сами себе навредят. Капитанов спокойно объяснил пассажирам-железнодорожникам, что мотрису, вероятно, ждет сход с путей, и всем нужно равномерно распределиться по салону и держаться за что-нибудь.

– Страха у нас не было, а вот ощущение беспомощности присутствовало, – рассказывает Алексей Капитанов. – Я только и проговаривал в голове: «Что делать? Что делать?». Ведь тормоза на ходу никак не восстановить.

Панику удалось предотвратить. Вместо беспорядочных криков и возгласов в салоне воцарилась мертвая тишина. А мотриса все ехала и ехала навстречу неизвестности. Напряжение буквально звенело в воздухе, все молча, обреченно, с ужасом ожидали развязки…

А в ответ – тишина…

И вот, она наступила. Оставшаяся без тормозов мотриса проехала всю станцию и лишь на выезде с нее слетела в кювет на сбрасывающей стрелке. Отовсюду повалились вещи, разбились боковые стекла, а потолок оказался перед самым лицом. Пробурив колею в снегу, самоходный вагон завалился на тот самый бок, куда несколькими минутами ранее врезался автомобиль.

– Женя до последнего оставался за пультом управления, пытаясь хоть что-то предпринять, а я незадолго до падения уперся руками и ногами в стенки в проходе между передним и задним салонами, – говорит помощник машиниста. – Когда мотриса уже опрокинулась, я, проверив, целы ли у меня руки и ноги, крикнул: «Есть кто живой?». А в ответ – молчание… Вот в этот момент я и правда обледенел от ужаса. Но потом услышал голос одного из пассажиров, мол, вроде все живые, и немного успокоился.

Свои травмы локомотивщики, по их признанию, заметили лишь через несколько дней после катастрофы. А в тот момент, оправившись от падения, оба принялись помогать другим и обеспечивать безопасность: поднимать людей на ноги, искать аптечку, выключать работающие приборы, вытаскивать наружу газовые баллоны, находившиеся в мотрисе.

Вариант выбраться был один – разбить лобовое стекло. А это оказалось отнюдь не простой задачей, ведь толщина стекла превышает два сантиметра. Отыскав среди общего хаоса путейские инструменты, общими усилиями железнодорожники смогли пробить в стекле отверстие и по одному стали эвакуироваться наружу. Помогали и подоспевшие на подмогу местные путейцы. Машинист Евгений Молчанов, будто соблюдая негласный «кодекс капитанов», покинул искореженную мотрису последним, убедившись, что среди обломков больше нет людей.

Едва оказавшись снаружи, командиры производства тут же принялись раздавать телефонные указания своим подчиненным, чтобы как можно быстрее ликвидировать последствия ЧП. Перенесенный ими только что ужас вмиг забылся, на первый план вышла служба. Вот что значит российские железнодорожники!

По подвигу и награда

Предотвратить панику и не поддаться ей самим, находясь внутри мотрисы с отказавшими тормозами, летящей на бешенной скорости. Сохранять рассудительность и действовать строго по инструкции, несмотря на прямую угрозу жизни. Помогать эвакуации пассажиров и ликвидировать потенциальную опасность взрыва газа, забыв про собственные травмы… Всего этого перечня с лихвой хватит, чтобы с уверенностью сказать: локомотивная бригада в составе Молчанова и Капитанова совершила настоящий подвиг. Именно за это Алексей и Евгений были представлены к высоким ведомственным наградам с формулировкой «…за образцовое выполнение служебных обязанностей, проявленную бдительность и оперативные действия, позволившие предотвратить возможные серьезные последствия». Машиниста ожидает награждение знаком «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД», помощника машиниста – именными часами президента холдинга.

На словах же глубокую благодарность бригаде уже выразили руководители региона дороги, ведь они и сами могли оказаться в числе пострадавших – во время всего осмотра они находились в этой самой мотрисе и покинули ее лишь в Черепаново, незадолго до аварии.

Что ни день, то событие

Евгений Молчанов – «VIP-машинист» со стажем. За контроллером мотрисы он уже больше 10 лет. До этого были годы работы в грузовом, пригородном движении. По словам Евгения, железная дорога ему нравится из любой кабины.

Три года назад помощником машиниста в бригаде Молчанова был назначен Алексей Капитанов, переквалифицировавшийся в локомотивщики из слесарей. С тех пор Молчанов и Капитанов неразлучны не только в кабине мотрисы, но и вне ее – они соседи по дому и настоящие друзья.

Кого только не приходилось возить бригаде за эти годы: и первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, и губернатора Алтайского края Александра Карлина. Но более всего им обоим запомнилась поездка с группой дошколят в начале прошлого года.

– Это было что-то несусветное! – восклицает Алексей Капитанов. – Они щебетали всю поездку, не умолкая, и все норовили нажать какую-нибудь кнопочку. Раньше я думал, что нам приходится работать в постоянном шуме: то рация, то сигналы, но после той поездки я понял, что это еще цветочки по сравнению с буднями воспитателей.

– Возить детей для нас еще намного ответственней, чем любых высокопоставленных персон, – добавляет Евгений Молчанов. – А вообще, работа на мотрисе – это каждый день какое-то событие. На книгу хватит! (смеется).

В настоящее время Молчанов и Капитанов «безлошадные» – сейчас ремонтники готовят им другую мотрису взамен разбитой, а пока бригада водит электропоезда. И хотя работа на электричках им по-своему тоже нравится, все же иногда они нет-нет, да и затоскуют в ожидании новой быстроходной ласточки-мотрисы.
Автор: Александр Матвеев