Стальной характер Транссиб

Стальной характер



Ураганному ветру энергетик противопоставил опыт и мастерство.

Тревожное сообщение поступило от энергодиспетчера в самый разгар ночи. На линии пропало напряжение. Это немудрено, мелькнула тогда мысль у Юрия Дубинина, вон, что погода вытворяет в конце апреля. Удивила она и своим снегом, о котором уже думать-то забыли, и шквалистым ветром.

Злой «Леня»

Нечто подобное в Омске было десять лет назад – 8 июля 2004 года, когда Юрий учился еще в десятом классе. Тогда по области тоже прошелся ураганный ветер, скорость которого достигала 40-45 метров в секунду. Удар стихии доставил много бед, в том числе и железнодорожникам, на долю которых выпало серьезное испытание на профессиональное мастерство.

Десять лет назад ураганный ветер повалил 19 опор контактной сети на Омском отделении дороги. Инцидент произошел за пять минут до конца рабочего дня на перегоне Колония – Валерино. Однако это, конечно же, не играло никакой роли. Надо было оперативно провести восстановительные работы. Опоры контактной сети первого пути упали на второй путь. На втором пути оборудование контактной сети также получило незначительные повреждения. В результате происшествия было задержано более 50 поездов.

Движение по второму пути было восстановлено через десять часов, а по первому – через одиннадцать. При этом движение поездов на аварийном участке осуществлялось с опущенными токоприемниками, подачи тока на поврежденный участок, понятно, не было.

Вот и в субботний день 26 апреля уже этого года в Омске железнодорожникам пришлось очень постараться, чтобы оперативно и качественно ликвидировать последствия урагана, бушевавшего почти сутки. Шквалистый ветер дул со скоростью 30 метров в секунду, рвал провода, ронял светофоры, срывал крыши и опрокидывал опоры линий электропередач.

Ураган, получивший неофициальное название «Леня», нанес и всему Омску немалые разрушения. Он стих только на следующий день – до 7 метров в секунду, что жителям города уже казалось легким дуновением.

По данным регионального управления МЧС, в 24 районах Омской области ветер повредил более полусотни домов и строений, в основном это частные и многоэтажные жилые дома, а также специальные объекты. Кроме того, шквалистый ветер полностью сорвал крышу с бассейна «Авангард».

Ураганом были повреждены и повалены десятки рекламных щитов, деревья, светофоры, киоски. Ветки деревьев разбивали стекла автомобилей, разрывали провода, падали на людей. В 26 из 31 сельских районов были зафиксированы нарушения электроснабжения и разрывы электросетей.

В сложных метеоусловиях

За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, инициативу в работе, образцовое выполнение производственных заданий, а самое главное – за оперативные действия по ликвидации угрозы безопасности движения поездов старший электромеханик по ремонту контактной сети Омской дистанции электроснабжения Юрий Дубинин был награжден почетной грамотой начальника железной дороги.

Заместитель начальника Омской дистанции электроснабжения по контактной сети Евгений Кубрак не жалеет добрых слов в адрес молодого, но уже проявившего себя с самой лучшей стороны человека:

– Знаете, Юрий очень надежный, грамотный специалист. Опытный работник, он из тех, кому не требуется подсказок, досконально знает свое дело. А особенно ценно, что умеет правильно руководить людьми, в первую очередь, когда находится на вышке.

– Так и было в тот штормовой день? – интересуюсь я у Евгения Кубрака.

– Да, конечно. Тогда, в конце апреля, под сильными порывами ветра наклонилась примерно на 45 градусов одна из опор на перегоне Московка – Карбышево-1. Повисла на проводах, что, понятно, делало невозможным движение поездов. По этой причине и произошло отключение электроэнергии. А установили это, когда пошли по перегону с обходом.

– Сколько времени ушло на восстановление движения? – спрашиваю я уже у Юрия Дубинина.

– Пришлось изрядно повозиться, всю ночь кувыркались, – улыбается старший электромеханик. – А на словах все выглядит очень просто. Для восстановительных работ две дрезины подогнали с соседних станций – из Московки и Карбышева. Подняли опору крановой установкой, освободили ее от проводов. При этом контактную подвеску держали на весу краном. Затем поставили опору временного восстановления, перевели на нее всю контактную сеть.

На деле же замена или восстановление поврежденных опор воздушных линий электропередачи вызывает большие затруднения. Именно для ускорения работ по восстановлению электроснабжения и создается специальная резервная временная опора, которая имеет меньший вес и может быть смонтирована на линии за короткое время.

– А постоянную опору когда установили? – спрашиваю я.

– На следующий день. Для этого пришлось у движенцев просить «окно». Подготовили новый фундамент, поставили опору, на которую вновь перевели контактную подвеску.

Знает дело на «отлично»

Читателю надо пояснить, что выправка опор производится при недопустимых отклонениях их от нормального положения вдоль или поперек линии. В результате наклона появляются дополнительные изгибающие моменты, действующие на стойку, изменяется взаимное геометрическое расположение проводов в пространстве. Это может привести к их схлестыванию при воздействии ветровой нагрузки или к уменьшению расстояния до земли, то есть, к несоблюдению габарита. Угроза безопасности движения поездов возникает реальная.

– Это чрезвычайное происшествие ярко высветило высокий профессионализм, стальной характер молодого работника, – считает ведущий специалист по управлению персоналом дистанции Елена Фазмутдинова. – Однако лучшие качества Дубинина подтверждаются в каждодневном труде. За время работы в дистанции Юрий Викторович зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, пользующимся уважением в коллективе, инициативным и коммуникабельным.

При его непосредственном участии на предприятии выполнен большой объем работ по обновлению устройств контактной сети перегонов. Заменено 42,1 км контактного провода, 21,3 км несущего троса, установлено 403 опоры контактной сети. По станции Московка освоено работ на 23,8 млн руб. Все это позволило обеспечить безопасность движения поездов и увеличить участковую скорость.

Плюс к профессиональной компетентности, он прекрасно знает и исполняет нормативные акты и техническую документацию. Принимает активное участие в общественной жизни дистанции.

Любопытное совпадение я обнаружил, знакомясь с объективкой Юрия Дубинина. В должность старшего электромеханика контактной сети он вступил именно в апреле 2014 года. А непогода сразу же проверила его на прочность, еще раз испытала – достоин ли он встать на следующую ступеньку профессионального роста. Как показали дальнейшие события, старший электромеханик не подвел коллектив, четко справившись со сложной задачей.

Кстати, в конце нашей беседы с Юрием Дубининым я чисто из журналистского любопытства поинтересовался, что представляет из себя временная опора. И получил исчерпывающий ответ:

– Опора состоит из двух иксобразных шарнирно соединенных решетчатых стоек, устанавливаемых на два фундамента и объединенных жесткой решетчатой горизонтальной балкой ниже узла их пересечения. К горизонтальной балке шарнирно, с возможностью поворота в плоскости линии, прикреплен подкос, выполненный в виде треугольной фермы и образующий консоль, второй конец которого шарнирно опирается на фундамент. Траверса выполнена гибкой. Опора снабжена многочисленными гибкими связями.

Что ж, как говорится, понятно даже первокурснику. Старший электромеханик Юрий Дубинин знает дело на «отлично».
Автор: Владимир Павлов