Выручили слаженность и опыт Забайкальская магистраль

Выручили слаженность и опыт

Эдуард Туранов и Дмитрий Лоншаков, машинист и помощник машиниста

Благодаря грамотным действиям локомотивной бригады из Чернышевска удалось избежать серьёзной аварии на перегоне Сбега – Кендагиры Могочинского региона.

Погожий летний вечер 29 июня, обычный рейс... Машинист Эдуард Туранов и помощник машиниста Дмитрий Лоншаков спокойно и уверено вели гружённый углём состав из Чернышевска в Могочу. Когда до конечной станции оставалось 130 км., неожиданно ощутили сильный боковой толчок…

– Чувство было такое, что локомотив соскочил с пути, – вспоминает Дмитрий Лоншаков. – От жуткой встряски в кабине на пол свалились сумки, журналы. Да и нас так тряхнуло, что не заметили, как местами друг с другом поменялись...

Секундное замешательство тут же сменилось чёткими действиями согласно инструкции: машинист без промедления применил служебное торможение и плавно остановил поезд. К счастью, схода электровоза с рельсов удалось избежать. Бригада тут же сообщила о возможной неисправности пути встречным и идущим вслед поездам, включила красные буферные фонари, предупредила дежурного по станции, что ограничивает движение на перегоне. После того, как всех известили, Эдуард Витальевич отправился осматривать состав и путь. Вот где пригодились прежние знания путейского дела. Свою работу на железной дороге он начинал ещё в 90-х монтёром в путевой машинной станции. Интуиция и многолетний опыт не подвели – через несколько метров обнаружил сдвиг рельсов. Путейцы сразу скажут, что подобные изменения в рельсошпальной решётке, как правило, появляются перед выбросом пути, когда происходит резкое искривление рельсов, а часть шпал лопается. Такое случается на участках бесстыкового пути из-за перенапряжения в рельсовых плетях под воздействием высоких температур.

– Могочинский регион на дороге вообще самый сложный в плане содержания путевой инфраструктуры, – комментирует случай заместитель начальника Чернышевской дистанции пути Игорь Кожин. – Годовая амплитуда температур здесь достигает 110 градусов, а стальная магистраль проходит в условиях сложнейшего рельефа.

Количество кривых малого радиуса, по словам Игоря Кожина, составляет 60% от общей протяжённости дистанции. Кроме этого, на участке, обслуживаемом работниками Чернышевской дистанции пути, немало и больших уклонов: от 9 до 12-тысячных. И так неблагоприятную общую картину усугубляет и вечная мерзлота, которая, как известно, зимой “пучинит”, а летом талые воды размывают земляное полотно.

Два часа ушло на то, чтобы прибывшие на место путейцы осмотрели участок железнодорожного полотна и поставили окончательный “диагноз” – просадка пути в сочетании с углом в плане. Когда сомнения в неисправности железнодорожного полотна рассеялись, работники дистанции пути выдали поездам разрешение на следование по данному участку со скоростью не более 5 км/ч.

Бригада не спеша довела грузовой состав до Могочи и отправилась на отдых. Но уснуть Эдуарду Туранову и Дмитрию Лоншакову не удавалось. То и дело перед глазами, как кадры киноленты, пролетали пережитые моменты мощной встряски.

– А что бы произошло, если бы бригада вовремя не остановила поезд? – спрашиваю у машиниста-инструктора ТЧЭ Чернышевск Игоря Рыбачука.

– Могло случиться непоправимое, – говорит машинист-инструктор. – Ведь на том участке к железнодорожному полотну с одной стороны высокой стеной примыкает скала, с другой – полноводная река. Если бы произошёл сход, состав с углём весом 6200 тонн свалился бы в реку. До сих пор бы ликвидировали последствия аварии. Но это ещё меньшее из зол – за грузовым следом шёл пригородный поезд. Одному Богу известно, сколько жертв среди пассажиров удалось избежать!

Говоря о возможном трагическом исходе, Игорь Александрович уверен, что и в этой, и в любой другой нестандартной ситуации его ребята сумеют правильно среагировать. Ведь руководство депо уделяет большое внимание обучению локомотивных бригад.

Технические занятия с машинистами их помощниками начинаются задолго до старта летней путевой кампании.

– С локомотивными бригадами подробно разбираем различные нестандартные ситуации, в том числе и следование по неправильному пути в период летне-путевых работ, – продолжает машинист-инструктор. – Все теоретические знания закрепляем на тренажёрных комплексах. Люди в депо за работу держатся, поэтому стараются не пропускать занятия. Радует, что и молодёжь наша стремится к знаниям. Парни устраиваются в депо, поработают пару лет помощниками машинистов и стараются дальше повышать свою квалификацию – едут учиться на машинистов в Учебный центр профессиональных квалификаций. Возвращаются уже с правами управления электровозом, вскоре “закатываются” в машинисты. Кстати, помощник машиниста отличившейся бригады Дмитрий Лоншаков тоже в депо на практике.

А до этого он пять месяцев постигал сложную железнодорожную науку в Учебном центре профессиональных квалификаций. Закреплять полученные знания поставили к опытному машинисту Эдуарду Туранову, несколько лет водившему грузовые поезда. Да и сам Дмитрий в депо – не новичок. Десять лет назад по примеру отца пришёл слесарем по ремонту подвижного состава в локомотивное депо Чернышевск (в тот период ремонт и эксплуатация ещё работали в едином комплексе). За это время и в эксплуатационном вагонном депо успел поработать слесарем. Три года назад он вернулся в локомотивное депо, но уже помощником машиниста.

– Быстро сработались с помощником? – спрашиваю у машиниста.

– Как видите, – с улыбкой отвечает немногословный Эдуард Витальевич. – Ведь в чрезвычайной ситуации нужно молниеносно принимать решения и действовать сообща. Дмитрий чётко и безукоризненно выполнял свои обязанности и мои поручения.

Даже сомнений не возникает, какую оценку за производственную практику получит он. Ведь далеко не всем практикантам удаётся так отличиться за месячный срок.

Но не успели в эксплуатационном локомотивном депо отметить одну бригаду, как через неделю отличилась другая. 7 июля на перегоне Кислый Ключ – Ксеньевская машинист Павел Чесноков и помощник машиниста Дмитрий Дроздов вовремя заметили и сообщили о сходе вагона в составе встречного поезда.

Бдительность двух бригад не осталась без внимания руководства компании, Забайкальской дороги и дирекции тяги.

30 июля эксплуатационное локомотивное депо Чернышевск посетили начальник Центральной дирекции инфраструктуры Владимир Супрун, первый заместитель начальника Забайкальской железной дороги Валерий Матющенко и начальник Забайкальской дирекции тяги Евгений Карпов. На планёрном совещании с локомотивными бригадами машинисты и помощники машинистов получили заслуженные награды. Валерий Александрович одному из первых вручил Эдуарду Туранову знак “Почётный работник Забайкальской железной дороги”. Форменную куртку Павла Чеснокова отныне будет украшать знак “Отличный работник Забайкальской железной дороги”. Дмитрия Лоншакова отметили Благодарностью начальника дороги, а его тёзку Дмитрия Дроздова – Почётной грамотой.

Кроме того, Забайкальская дирекция тяги направила отношения на имя вице-президента ОАО “РЖД”, начальника Дирекции тяги Алексея Воротилкина с просьбой “за личный вклад в предотвращении угрозы безопасности движения поездов и тяжёлых последствий, проявленную бдительность и высокий профессионализм” поощрить отличившихся работников эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск. Думаю, очередные награды не заставят себя долго ждать и скоро на торжественном собрании в коллективе локомотивного депо вновь зазвучат имена прославившихся на всю сеть машинистов и их помощников.
Автор: Ольга Стракович