Подвиг длиною в десятилетия Московский железнодорожник

Подвиг длиною в десятилетия

Анна Кутко, поездной диспетчер Московской дирекции управления движением

Поездной диспетчер Анна Кутко 37 лет трудится на Московской железной дороге.

Анна Кутко по праву считается одним из лучших поездных диспетчеров МЖД и даже всей сети. Иначе не делегировали бы её в качестве надёжного специалиста в Сочи для обеспечения перевозочного процесса в период Олимпиады и Паралимпиады. За добросовестный труд на железнодорожном транспорте и личный вклад в подготовку и проведение Игр приказом президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина от 25 апреля этого года Анна Алексеевна награждена знаком «Почётный железнодорожник».

Место подвигу на транспорте есть всегда. Кто-то предотвратил крушение и стал героем, другой спас человека и тоже совершил благородный поступок. Особого признания заслуживают и те железнодорожники, кто изо дня в день на протяжении многих лет надёжно выполняет свою работу. Анна Кутко из таких. 37 лет она трудится на дороге, последние 17 – поездным диспетчером. Трудно представить себе более ответственную должность на магистрали. Заступая на дежурство, она единолично руководит движением на своём участке. Её приказы, как приказы командира, не обсуждаются, а подлежат беспрекословному выполнению всеми причастными к перевозочному процессу работниками.

Я бы легко оправдала этот выбор специальности, если бы увидела решительную, строгую и сдержанную в рассказах о себе женщину. Всё-таки работа поездного диспетчера требует военной выдержки, незамедлительной реакции, умения принимать решения, за них отвечать, а потому, как я считала, воспитывает в человеке осторожность. Передо мной же сидит очень открытая, добрая, располагающая к себе собеседница. Похоже, Анна Алексеевна великолепно разбирается в творчестве русских классиков, а стихи Алексея Толстого знает наизусть уже потому, что родилась и выросла в имении знаменитого русского писателя.

– Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, тёмно-голубые, – произносит она почти скороговоркой, и в этих словах читается великая гордость своей малой Родиной, родителями, детьми, семьёй.

Анна Алексеевна родом из села Красный Рог Брянской области. Там выросла, окончила школу, там же мечтала стать медицинским работником.

– Это была не просто мечта, я жила этой мыслью до тех пор, пока не пришла поступать в медицинское училище. А увидев ребят, трясущихся перед экзаменом, испугалась и буквально убежала. До сих пор не могу объяснить себе такое поведение, – вспоминает она. – Не было у меня в роду никогда железнодорожников, но хорошая слава о Брянском железнодорожном училище №1 привела меня в это учебное заведение. Только зашла в здание, как страх перед экзаменами прошёл, люди показались добрыми, а стены родными. Что это, судьба? Пожалуй.

После окончания училища, где Анна Алексеевна получала повышенную стипендию, по распределению попала в техконтору на станции Пушкино. Руководитель предприятия Софья Васильева сразу разглядела в юной железнодорожнице перспективного сотрудника и потому впоследствии всегда помогала мудрыми советами.

– На железной дороге вообще принято делиться опытом, – рассказывает Анна Алексеевна. – И я благодарна, что на профессиональном пути мне встретились Алла Викторовна Трищалина, Алла Егоровна Вавилкина, Клавдия Николаевна Зоркина, Анна Яковлевна Щукина, Александра Ивановна Финалеева. Они были дежурными по станции Подлипки-Дачные, куда спустя два года на аналогичную должность меня перевели работать. Руководил предприятием тогда Алексей Богдашкин.

С восторгом в глазах Анна Алексеевна вспоминает то счастливое время, когда коллектив, как большая семья, вместе переживал горе и радости, когда муж, дети приходили в её жизнь. Кстати, супруг моей героини, Сергей Кутко, тоже был железнодорожником, работал монтёром пути. Стальная магистраль вообще часто связывает судьбы людей. На свет один за другим появляются сын и дочь, которые, как и все дети работников магистрали, с малых лет знакомятся с профессией родителей. Но вместе Сергею Владимировичу и Анне Алексеевне суждено было прожить всего 12 лет. В 1997 году случилась беда. Любимого мужа не стало. С двумя детьми Анна Кутко осталась одна.

– Помогли друзья, спасала работа, – еле слышно произносит она. – В 1997 году из отдела спецперевозок мне предложили перейти в поездные диспетчеры. Собеседование у меня лично проводил начальник Московско-Ярославского отделения МЖД Виктор Желтоухов. Месяц я стажировалась, и вот 17 лет тружусь на данной должности.

За это время ей пришлось поработать на разных участках. На каждом, в зависимости от интенсивности и характера движения, особая специфика. Анна Алексеевна со своим опытом и знаниями всегда может прийти на помощь и подменить коллегу, отвечающего за другую зону следования поездов. Такие специалисты всегда ценились на вес золота.

Впрочем, профессионализм моей собеседницы никогда не был в тени. Она отмечена грамотой начальника МЖД, медалями «В память 850-летия Москвы», «100 лет Транссибирской магистрали», часами от президента компании. Но знак «Почётный железнодорожник» дорог особенно.

– Эта награда всегда будет напоминать о моей жизни, которая, видать, волею судьбы оказалась крепко связана с железной дорогой, – скромно подчеркнула она. – А работу я люблю настолько, что искренне считаю её своим вторым домом.

А в родном доме Анну Алексеевну всегда ждут дети Дмитрий и Ольга Кутко (кстати, тоже железнодорожники), а ещё любимая внучка Ева. Хочется сказать им: «Берегите свою маму и бабушку. Она у вас такая молодец!».
Автор: Наталья Щевелева