Из зоны огня Уральская магистраль

Из зоны огня

Ольга Евсеева, энергодиспетчер

Благодаря точным действиям энергодиспетчера поезд вовремя вывели из опасного участка.

По утрам энергодиспетчер Пермской дистанции электроснабжения Ольга Евсеева часто выходит из дому со своей дочерью Галиной. Они спускаются по пешеходному мосту над железнодорожным полотном, идут мимо станции Пермь II. Дальше их пути расходятся. Галина идёт на лекции в колледж, а Ольга Николаевна спешит на работу в диспетчерскую.

Летом прошлого года на путепроводе рядом со станцией Пермь-Сортировочная благодаря согласованным действиям Ольги Евсеевой и её коллег удалось предотвратить крупную железнодорожную катастрофу.

– Дежурство начиналось как обычно, – рассказывает Ольга Николаевна. – Где-то в половине первого раздался звонок начальника района контактной сети Максима Беляева. В соответствии с суточной ведомостью, у него был плановый обход устройств контактной сети парка «В» участка Курья – Пермь-Сортировочная. Взволнованным голосом доложил, что на путепроводе стоит КамАЗ, из него вырывается пламя. Шофёра не было – он, скорее всего, растерялся и покинул горящую машину. А под путепроводом стоит состав с нефтеналивными цистернами в чётном направлении по приёму в парк «В»…

Предвосхищая события
На этом участке проходят четыре пути: два – в парк «В» станции Пермь-Сортировочная и два, соседних, в направлении станции Пермь-II – для пропуска пассажирских поездов дальнего следования в сторону Москвы. Даже если бы в цистернах не было нефти, то могли бы сдетонировать скопившиеся в них газы. И тогда взорвался бы автомобильный мост, были бы покорёжены соседние рельсы главного пути. Ольга немедленно сообщила дежурной по станции Курья Наталье Стрелковой, чтобы та срочно вызывала пожарную машину.
Ольга Николаевна тогда даже не предполагала, насколько ситуация опасна. Когда увидела фото с места ЧП, поняла, как близка была катастрофа.

– О пожаре на путепроводе и составе, стоящем под ним, я сообщила поездному диспетчеру Игорю Рудакову, – продолжает Ольга Николаевна. – Необходимо было срочно убирать поезд из-под огня. Такие составы, бывает, стоят здесь часами – всё зависит от того, как работает Пермь-Сортировочная.

А там в это же время стояли другие составы… Быстро убрать поезд №2408 из зоны пожара куда-либо было просто невозможно…

Пришлось оперативно искать варианты и освобождать место. Дежурный по отделению Пермского региона Александр Маковкин принял решение по приёму состава в парк «В», а поездной диспетчер Игорь Рудаков начал выводить состав из опасной зоны. В 12.45 на место пожара прибыли работники ГИБДД и две пожарные машины. На месте действия координировал Максим Беляев. Его информация помогала Ольге Николаевне принимать единственно верные на тот момент решения. Для безопасности личного состава пожарных требовалось обесточить линии высокого напряжения. Об этом просил и старший пожарного расчёта. Максим Александрович «синхронизировал» начало тушения и момент снятия напряжения с проводов контактной сети перегона – одновременно по чётному и нечётному пути. Как только состав был выведен из-под путепровода, поездной диспетчер закрыл перегон Курья-парк «В» – Пермь-Сортировочная. Это произошло в 13.04. Ещё через минуту напряжение было снято, и пожарные принялис­ь за работу – начали сбивать пламя с грузовика. В 13.16 пожар был локализован, подано напряжение в контактную сеть, и вскоре перегон был открыт. Катастрофу удалось предотвратить благодаря профессионализму и согласованным действиям Максима Беляева, Ольги Евсеевой и, конечно же, их коллег: дежурного по отделению, поездного диспетчера, дежурной по станции.

– Мы осуществляем оперативное управление и обеспечиваем скоординированность действий всего персонала, отвечаем за допуск бригад на рабочие места, безопасность движения поездов – и это очень ответственная работа, – считает Ольга Евсеева.

Второй дом
Второго августа исполняется 26 лет с того дня, когда Ольга Николаевна пришла работать в Пермскую дистанцию электроснабжения. Сюда она попала по распределению после окончания Оршанского техникума железнодорожного транспорта в Белоруссии в 1988 году. Выбрать профессию, связанную с энергоснабжением на железной дороге, помог двоюродный брат Ольги Михаил Котов.

На новой работе молодой выпускнице отделения энергоснабжения предоставили место дежурного электромеханика на тяговой подстанции Курья, где она отработала 15 лет. За это время вышла замуж, родила дочь Галину. Когда девочке исполнилось три года, мама вышла из декретного отпуска. Бывало, Галю не с кем было оставить, и тогда Ольга брала её с собой. Садились в электричку и ехали на работу. Потом Ольга перешла работать энергодиспетчером в Пермскую дистанцию электроснабжения.

Сейчас они живут с дочкой, вместе ходят – кто на работу, кто на учёбу. Четыре года назад у Ольги не стало мужа, и родной коллектив откликнулся на беду, помог.

– Железная дорога – это второй дом, – часто говорит Ольга Николаевна. – Здесь моя трудовая семья. И я хочу, чтобы в этой семье всегда было хорошо.
Автор: Владимир Андреев