Срочное дело Восточно-Сибирский путь

Срочное дело

Василий Мельников, мастер Чунской дистанции пути

Оперативность и взаимодействие помогли предотвратить беду.

Сухая сводка линейного поста полиции на станции Чуна об этом эпизоде рассказывает лаконично и протокольно: «В 20:50 поступило телефонное сообщение от мастера Чунской дистанции пути (ПЧ-16) Мельникова Василия Анатольевича о том, что в районе станции Сосновые Родники несколько неизвестных лиц совершают хищения противоугонов с главного пути. В ходе выезда были задержаны двое ранее судимых мужчин».

Коротко и без эмоций. И слава богу, что без эмоций. Потому что, случись на линии непоправимое, их было бы выше крыши. Сбитый противоугон – это гарантированная раскантовка рельсов, их продольное перемещение, а значит, и неизбежный сход вагонов со всеми последствиями: порчей грузов, подвижного состава, дорожной инфраструктуры, выходом из графика и, не приведи Господи, человеческими жертвами.

Об этом в первую голову и думали те, кто первыми увидели опасную возню на дороге и приняли оперативное и правильное решение.

Самым первым был мастер погрузки ОАО «Аргунь» Сергей Лаптев, работавший неподалёку от места хищения. Человек, достаточно далёкий от путейских дел, он, тем не менее, сумел оценить обстановку и срочно вышел по сотовому на начальника станции Елену Праскову.

– Сосновые Родники – станция маленькая, – вспоминает Елена Владимировна. – Все «центры» – и путейские, и правоохранительные – от нас не менее чем в тринадцати километрах. В Чуне. Туда и позвонила – дорожному мастеру Василию Мельникову. Перегон со 125-го по 138-й км – его околоток, ему и решение принимать. Принимать решение Василию Анатольевичу пришлось в тот момент, когда, казалось, в этот день они всё закончили – отработали смену, провели вечернее планёрное совещание, наметили программу на завтра... Пора и о домашнем подумать – летний день в деревне не так долог, как кажется.

– Звонок от Прасковой был для меня как гром среди ясного неба, – делится сегодня Василий Анатольевич. – Сроду у нас никакого баловства на дороге не происходило, а тут среди бела дня, что называется, на главном ходу не просто пацаны бедокурят, а взрослые дядьки «мешочничают».

Понимая, что дело срочное и любое промедление чревато самым непредсказуемым, Василий в первую очередь позвонил монтёру пути Николаю Агапитову – он единственный из бригады, кто живёт на станции Сосновые Родники и может оперативно выдвинуться к месту событий.

– Дальше по наработанной схеме: поставил в известность диспетчера дистанции, сообщили в транспортную полицию и на нашей «дежурке» выехали на 127-й километр, – говорит мастер.

Надо отдать должное Николаю Агапитову: получив сигнал от своего руководителя, он не стал мешкать и тотчас поспешил к указанному участку.

Злоумышленников было двое. Не дети, но увидев, что их обнаружили, попытались сбежать как нашкодившие дошколята. Николаю удалось задержать одного.

– Неприглядный тип, – вспоминает сегодня Василий Мельников. – Лет двадцати восьми, спитой, грязный донельзя. Запах от него такой шёл, что подходить противно было. Рядом валялись штук десять мешков. В каждом по нескольку противоугонов. Позже полиция насчитала – 391. По технологии, на звене в 25 метров должно располагаться от 18 до 44 противоугонов. Разделите-ка 391... Почти девять звеньев раскантовали. Тут не то что вагоны – составы под откос пустить можно.

По предварительному опросу, проведённому полицейскими, выяснилось, что похитителей было двое. Оба жители посёлка Октябрьский, нигде не работающие. Решили «подработать» на выпивку: железо можно сдать в любом пункте приёма металла, деньги сразу наличными. Знали ли, к каким последствиям мог привести их «приработок»? Они об этом не думали, очень уж выпить хотелось, а других источников доходов в окрестностях не наблюдалось...

– Человеческие жизни для таких дешевле палёной водяры, – резюмирует Мельников. – Да и те «коммерсанты», что железом живут, тоже не лучше. Неужели бы приняли железнодорожные материалы? Приняли бы, наверное: ханурики не случайно же на полотно вылезли...

Задаю Василию вопрос «на засыпку»:

– Чуна да и Сосновые Родники далеко не мегаполисы, тут все друг друга не только знают, но и едва ли не в родове. Не было ли сомнений вязать или не вязать?

– Какие сомнения? Я на дороге с 1969 года работаю. С шестнадцатилетнего возраста. И сколько себя помню, мама – а она на пути с 18 лет – всегда нас, троих детей, учила: на дороге главное – безопасность. А иначе зачем мы, путейцы? Так это и въелось в мою практику – и когда монтёром работал, и оператором-дефектоскопистом, и когда мастером околотка стал. Специального образования не имел, но эту науку назубок помнил.

По словам Василия, даже если бы эти налётчики его друзьями (вот уж трудно предположить), соседями, родственниками оказались, то не дрогнула бы рука и глаза бы «не закрылись». Железнодорожники цену жизни знают не понаслышке.

До сих пор у многих на слуху и на памяти трагедия, произошедшая 12 июня 2008 года на Забайкальской железной дороге. Тогда из-за искривления рельсов сошли с полотна 10 вагонов пассажирского поезда, следовавшего маршрутом Нерюнгри – Хабаровск. Из 400 пассажиров пострадали 60 человек.

Речь не идёт, конечно, о злоумышлении и диверсии, но диагноз «искривление полотна» не в последнюю очередь связан и с системой противоугонов...

– Вы меня извините, – обращается уже ко мне Василий Анатольевич, – я не совсем понимаю – в чём героика нашего поступка? Да, нештатная ситуация, но действия-то вполне штатные. Так любой железнодорожник бы поступил. Тут самое главное – оперативность и взаимодействие. Места у нас сами видите – глушь да тайга. Зазевались бы, а потом ищи «металлистов» по дебрям.

Не зазевались, как видим.
Из сводки Восточно-Сибирского ЛУ МВД на транспорте: «Задержанные граждане, ранее судимые, нигде не работающие, сбили с главного пути 391 противоугон, чем нанесли ущерб для ПЧ-16 на сумму в 4117 рублей. Благодаря своевременному сообщению о совершаемом преступлении удалось ликвидировать созданную злоумышленниками угрозу безопасности движения поездов. Возбуждено уголовное дело».
По словам Василия Мельникова, сегодня похитители осуждены и получили по два-три года условно с возмещением причинённого дороге ущерба.

– Мало мы внимания воспитанию людей придаём. При нынешнем-то уровне информатизации. Я бы в школах перед началом занятий обязательно видеокадры крутил по аварийности – на автотранспорте, на железнодорожном. До чего доходит – шпана доски, камни на рельсы кладёт, самолёты лазером слепят. Интересно им, видите ли. А ты возьми да оборотную сторону посмотри – с жертвами, с кровью. Или всё это – уже привычное дело? Плохо тогда, коли так.

По мнению начальника станции Сосновые Родники Елены Прасковой, в этих словах – весь Василий Анатольевич.

– Знаю его с 1993 года, как пришла работать на станцию. Ответственный, порядочный и очень болеющий за дело человек. Считаю, что наш околоток благодаря ему и его бригаде – один из лучших по дистанции пути. Очень жалко, что заканчивается его срок службы на дороге, но у Василия Анатольевича плохого преемника быть не может: ребята у него все молодцы.

Молодцы и в семье Василия Анатольевича – супруга, отдавшая дороге 35 лет своей жизни, дочь – инженер по охране труда в одной из железнодорожных организаций Иркутска. Это о таких людях сказано: «связаны с нитью железной суровою нитью судьбы». Пафосно? Ничуть. Это ведь не с лозунга на плакате – из факта, как говорится, трудовой биографии.
Автор: Владимир Палагутин