Смерти вопреки Транссиб

Смерти вопреки

Алексей Делеско, Петр Сумской, машинист моторвагонного депо Омск, помощник машиниста

Железнодорожники подарили подростку, ушедшему под воду, вторую жизнь

День железнодорожника-2014 для машиниста моторвагонного депо Омск Алексея Делеско и его помощника Петра Сумского обещал быть столь же душевным праздником, как и во все предыдущие годы. Выбираясь на пляж с коллегами по депо, они и представить себе не могли, что в этот день им придется сойтись в бою с самим всадником по имени Смерть. И выйти из этой битвы победителями.

Мы встретились с ребятами в одном из кабинетов депо. От Алексея и Петра тут же посыпались вопросы:
– Как там этот парнишка, не знаете? Жив-здоров? Пришел в себя?
Понимая, что иначе разговора не получится, звоним вместе в больницу скорой помощи №1 города Омска. К трубке подошел заведующий отделением Алексей Иванов:
– Ерлан Нурмагамбетов? Мы перевели его из реанимации в отделение, стремительно идет на поправку. Не беспокойтесь, теперь с ним все будет хорошо! А железнодорожникам вашим нужно памятник поставить.
Алексей и Петр облегченно выдохнули, будто их отпустила давно терзавшая тяжелая мысль, и начали свой рассказ о том роковом дне. Не буду и я томить, вероятно, заинтригованного читателя.

Диагноз – труп
Как и большинство жутких историй, эта началась с самой позитивной картины. День железнодорожника в Омске совпадает с Днем города, так что для локомотивщиков-омичей праздник всегда двойной. Лето было в самом разгаре, солнце жарило во всю силу, в общем, сам Бог велел отдохнуть, как следует. Делеско с Сумским вместе с другими бригадами моторвагонного депо, у которых тот день был выходным, решили выбраться на Ленинский пляж. Расположившись на берегу Иртыша, железнодорожники отдыхали, веселились и не думали ни о чем плохом.
Вдруг смех в компании притих – к ним подошла встревоженная женщина и дрожащим голосом спросила, не видели ли они ее сына?
– Ушел купаться и пропал, нигде не видно, – едва не плача, сообщила женщина.
Железнодорожники лишь пожали плечами и подключились к поискам – к тому времени уже весь пляж искал подростка. И на земле, и в воде...
Через несколько минут самые страшные догадки матери, к сожалению, подтвердились: на другом краю пляжа отдыхающие достали из воды паренька лет 14 – того самого Ерлана Нурмагамбетова, о котором шла речь выше. Как потом предположили, выныривая из воды, он ударился головой о буй, потерял сознание и пошел ко дну. Да и купаться в этом месте в принципе запрещено, но юного пловца на его беду это не остановило.
Губы парня посинели, сердце не билось, легкие не дышали. «Труп», – печально констатировали те, кто обнаружил его на глубине, положили бездыханного Ерлана на песок и встали вокруг, даже не пытаясь что-то предпринять. Лишь мать юноши билась в панике рядом.
Первым из деповцев Ерлана в окружении трагически молчавших людей заметил Петр Сумский.
– Я подумал: а вдруг еще не все потеряно? Надежда, как говорится, умирает последней. И побежал на помощь, – вспоминает помощник машиниста.

Поменялись ролями
Наверное, никогда еще Сумский не бегал так быстро – в мгновенье ока он очутился на противоположной стороне пляжа. Сориентировавшись за считанные секунды, молодой железнодорожник взял инициативу в свои руки. Такой собранности и рассудительности в столь критический момент, как признался позже Петр, он сам от себя не ожидал. Мгновенно в голове всплыли знания, полученные на деповских занятиях по охране труда и даже на уроках ОБЖ в школе и железнодорожном техникуме, и Сумский приступил к реанимации подростка.
В первую очередь, нужно было освободить легкие от воды. Повернув голову парня на бок, чтобы вода вытекала, а язык не западал, Петр схватил его за ноги и нажимом на легкие и желудок стал откачивать воду из легких. Вода вместе с содержимым желудка потекла изо рта несчастного. Но радоваться было рано – вода поддалась лишь механическому выдавливанию, а сердце Ерлана все еще не билось.
Чтобы запустить его, Петр выполнил прекардиальный удар. Обезумевшие от горя родственники Ерлана попытались оттащить железнодорожника, не понимая, зачем он со всей силы бьет мальчишку, но к этому времени подоспел Алексей Делеско и отогнал их в сторону.
С этой секунды возвращать парня к жизни они стали уже вдвоем. Собратья по бригаде впервые поменялись ролями: помощник машиниста давал указания, а машинист скрупулезно их выполнял. Прилагая все оставшиеся силы, Петр делал непрямой массаж сердца, Алексей – искусственное дыхание. Парни уже начали выбиваться из сил, как вдруг послышался долгожданный хрип. Жизнь постепенно возвращалась в тело Ерлана. Сердце стало биться через раз, и воодушевленные железнодорожники с новыми силами продолжили реанимационные действия вплоть до приезда врачей. Синева с лица парня, которого еще несколькими минутами ранее записали в мертвецы, сошла, а сердце стучало все чаще и чаще, но дышать самостоятельно он все же не начал, и подоспевшие доктора подключили его к аппарату искусственной вентиляции легких.
«Скорая помощь» добиралась до пляжа около 20 минут. Нетрудно догадаться, что если бы Сумского с Делеско не оказалось в тот день на пляже, вызывать уже пришлось бы катафалк.
Со слезами на глазах родственники Ерлана благодарили железнодорожников, с трудом подбирая слова, за то чудо, которое они сотворили.
– Многие железнодорожники довольно скептически относятся к занятиям по охране труда, считая, что в жизни им это не пригодится, – рассуждает Алексей. – Наша история доказывает обратное.

День железнодорожника как второй день рожденья
Что станет с Ерланом, на тот момент было еще совсем не ясно. От праздничного настроения отдыхающих после такого не осталось и следа, и после отъезда кареты «скорой помощи» пляж начал пустеть. Поздравления с профессиональным праздником деповцы в тот день принимали с тяжелым сердцем. В атмосфере паники, печали и даже некой нереальности происходящего ни у кого из них и мысли не возникло узнать, в какую больницу отвезли их «крестника» или обменяться контактами с кем-то из его близких, так что судьба Ерлана оставалась для Алексея и Петра неведомой вплоть до нашей встречи. Неудивительно, с каким нетерпением они буквально с порога набросились на меня с вопросами – они болели душой за едва не погибшего парня не только в минуты, в которые возвращали его на этот свет, но и все долгие недели, прошедшие с того злосчастного дня.
– Теперь, когда мы знаем, что с парнем все в порядке, появляется ощущение, что жизнь живем не зря, вернули сына матери, – признаются наши герои. – Но одновременно это и задает нам некую планку, которую теперь нужно держать всю жизнь.

Дядя Петр
Делеско и Сумский – бригада молодая, на двоих им чуть больше пятидесяти лет. Вместе они работают год с небольшим, но уже понимают друг друга с полуслова. Слаженность действий Алексея и Петра, ставшая залогом спасения человека, зарождалась во время многих часов совместной работы в кабине электропоезда.
– Мы почти ровесники, и оба не городские, так что сошлись практически сразу, – говорит Петр. – Частенько проводим вместе и свободное время, общаемся семьями.
Кстати, Сумского, несмотря на его молодой возраст, деповцы, в том числе и гораздо более старшие, именуют не иначе как «Петр Петрович» – отчасти с дружеской иронией, отчасти из уважения к его самостоятельности и уверенности в себе. Думается, после его поступка на пляже на глазах у коллег последние нотки иронии из этого обращения уйдут.
– Ожидал ли я от своих молодых коллег такого подвига? Честно скажу – ожидал, – говорит помощник машиниста электропоезда Александр Плеханов, который также был в тот день на пляже. – Общаюсь с ними обоими с их первых лет работы в депо и всегда знал, что на них можно положиться.

Автор: Александр Матвеев