Фамильные ценности Восточно-Сибирский путь

Фамильные ценности

Вячеслав Чёрный, начальник ПТО

Вагонником лучший начальник ПТО сети РЖД 2014 года стал по настоянию своего тестя

Черемховская земля явила миру плеяду ярких личностей. В городе горняков родились лётчик-космонавт Александр Полещук, генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, кумир болельщиков Приангарья хоккеист Евгений Гришин, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко и многие другие. Далеко не последнее место в этой когорте может занять и черемховский вагонник Вячеслав Чёрный.

«...всегда буду любить тебя»
Стук в дверь. Наташа открывает. У порога застенчиво переминается с ноги на ногу её сосед по дому Слава Чёрный.
– С чем пожаловал, Славик?
– Ната, у тебя как со временем? – отвечает вопросом на вопрос Слава.
– А что?
– Давай сходим вместе в кино. Я и билеты уже взял на американский фильм «Телохранитель».
– Ты что, Наташа, своего кавалера у порога держишь? – слышится недоумённый голос главы семейства Кугуковых Владимира Фёдоровича. – Заходи в дом, Слава, чайку попьём...
– Да мы, папа, в кино идём, сеанс скоро начнётся, чаепитие как-нибудь в другой раз, –
 моментально выпалила дочь.
– Ну летите, голубки, коли так, – только
и смог вымолвить Кугуков-старший.
Фильм молодым пришёлся по сердцу. Да и как иначе, ведь он был о страстной любви. Без ума Наташа и Слава остались от фантастической песни в исполнении неподражаемой Уитни Хьюстон, которая играла главную роль.
Домой возвращались, очарованные увиденным, держась рука за руку. При расставании Наташа не могла сдержаться и, перед тем как юркнуть в свою квартиру, поцеловала в губы своего Славочку.
Это был их первый в жизни поцелуй. Было тогда Вячеславу Чёрному 15 лет. А когда Славе минул 21 год, они с Наташей поженились. И на их свадьбе не раз звучала их любимая песня из «Телохранителя» под названием «Я всегда буду любить тебя»...

Чёрное озеро
К тому времени Вячеслав окончил Черемховский горно-технологический колледж и сразу же поступил на второй курс горного факультета Иркутского политехнического института.
– Получил диплом горного инженера и на распределении попросил направить меня в Забайкалье, на Харанорский угольный разрез, – вспоминает Чёрный.
– Что так?
– Да Люда, моя тётя по материнской линии, позвала к себе...
– А что, нельзя было остаться в Черембассе, найти работу на тамошних угольных предприятиях?
– Можно было. Но тогда нам с Наташей хотелось другого. Хотелось избавиться от родительской опеки, начать самостоятельно строить свою жизнь.
– И как начали строить?
– В общем и целом всё шло хорошо. Поначалу жили втроём (мы приехали туда с нашим первенцем Артёмом) в квартире тёти. Людмила Николаевна работала дежурной по станции с характерным названием Шахтёрская. Я пошёл работать на разрез помощником машиниста экскаватора. Получал неплохие деньги. Уже через год смогли купить собственную двухкомнатную квартиру в посёлке городского типа Шерповая Гора. Кстати, название местного угольного разреза в переводе с монгольского означает «чёрное озеро». Но знаете, как-то не прикипела душа к унылым степям Забайкалья. Мы с Наташей не могли представить, что проведём всю оставшуюся жизнь вдали от текущей поблизости от Черемхово красавицы Ангары, без целебного воздуха прибайкальской тайги, без спектаклей нашего Черемховского драматического театра...
– А вы с супругой ещё и театралы?
– Да. Мы с Наташей особенно любим постановки по пьесам Владимира Гуркина, в частности «Любовь и голуби», «Прибайкальская кадриль». Уроженец Перми, он очень дорог нам, черемховцам. Ведь на нашей земле прошла значительная часть его жизни. Он похоронен в Черемхово. Теперь и драмтеатр носит его имя.

А родина милей
– Ну что, дорогой зятюшка, все деньги заработал на своём Чёрном озере? – сурово встретил в Черемхово тесть. – Будешь знать, как жить тёткиным умом. Хватит необдуманных шараханий. Ведь у тебя семья. Настоятельно советую: иди работать к нам, на железную дорогу.
Шёл 2002 год. В то время Владимир Кугуков был начальником пункта технического обслуживания вагонов в Черемхово.
– Огромного жалования тебе не гарантирую, поскольку предлагаю начать у нас в ПТО с должности слесаря по ремонту подвижного состава, – честно напутствовал зятя Владимир Фёдорович.
– А что, папа дело говорит, – поддержала жена Наталья. – Всё от тебя самого, Слава,
в дальнейшем будет зависеть. Ну не срослось у нас в Забайкалье – будем жить и не тужить
на своей малой родине.
Доводы подействовали. На следующий день он подал документы в кадры Черемховского вагонного депо.

Сильный и надёжный
Новичок оказался смекалистым. Буквально через пару месяцев выучился на осмотрщика-ремонтника. Пошёл по ступенькам профессионального роста: старший осмотрщик, бригадир ПТО.
– Понятное дело, каждому надо жить своим умом, но и дельные советы мимо ушей не надо пропускать, – считает Вячеслав Викторович.
Как-то во время осеннего комиссионного осмотра начальника дороги тогдашний начальник службы вагонного хозяйства Ренат Ибятов, побывав на черемховском ПТО, в приватном разговоре посоветовал ему:
– Чтобы расти дальше, вам, Вячеслав, непременно надо получить второе высшее, железнодорожное, образование.
А что, не боги горшки обжигают, решил для себя Чёрный, буду грызть гранит вагонной
науки в ИрГУПСе.
Понятное дело, поступил на заочное отделение. Какой из него очник, если в его семействе к тому времени произошло пополнение.
В 2003 году родилась доченька Аринушка.
– Мой муж – сильный и надёжный, способный решать семейные проблемы, способный прийти на выручку в любой трудной жизненной ситуации. За ним я с детьми как за каменной стеной. Словом, Слава реально наш, а не выдуманный киношный телохранитель, – признаётся
Наталья Владимировна.
Выражение «семейные традиции» обычно вызывает ассоциации с экзотическими старинными кланами, многочисленными семьями, некими жёстко установленными правилами и древними обычаями. В случае с семьёй Чёрного всё несколько по-иному. Для них семейная традиция – это всё то, чего они вместе придерживаются в кругу своей семьи: и походы в театр, и чаепития с обожаемым всеми черёмуховым тортом, и вылазки
на природу по выходным.

Право вести за собой
В 2007 году Вячеслава Чёрного назначили начальником ПТО Касьяновка. С тех пор он непременный участник конкурсов профессионального мастерства. В 2010 году стал пятым на сетевом соревновании в Магнитогорске, а два года спустя – вторым на подобном состязании в Санкт-Петербурге. С этого же года он руководит черемховским ПТО вагонов.
Когда нынче ему доверили защищать честь хозяйства на сетевом конкурсе профессионального мастерства «Лучший начальник ПТО» во Владивостоке, то он решил для себя: разобьюсь в лепёшку, а стану первым.
В столицу Приморья он отправился вместе с главным инженером службы вагонного хозяйства ВС ДИ Антоном Кравченко и инженером этой же службы Анной Шивковой.
– Ну что, Антон Владимирович, – обращаясь к Кравченко, спросил председатель конкурсного жюри главный инженер Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Александр Комиссаров, – как ваш представитель? Сдюжит?
– Жюри решать, – уклончиво ответил Антон Кравченко, – мы же в Вячеславе Викторовиче не сомневаемся...
Эта была более чем обоснованная уверенность. До перевода в управление дороги Кравченко не один год работал в должности главного инженера эксплуатационного вагонного депо Иркутск-сортировочный и, естественно, не понаслышке знал о профессиональных достоинствах Вячеслава Чёрного, прежде всего – о его умении работать с людьми. К тому же, перед тем как отправиться во Владивосток, Чёрный прошёл ускоренный спецкурс у знатных вагонников с Суховской – Сергея Чусовитина и Александра Субботина. Они на практических примерах продемонстрировали будущему конкурсанту, как оперативно находить самые трудновыявляемые дефекты.
– Спасибо Сергею и Александру, они мне очень помогли, – скажет потом, по приезде в Иркутск, Вячеслав Чёрный. – Теория штука важная, но практическая составляющая
на конкурсе была едва ли не решающей.
И он добился своего – стал лучшим начальником ПТО вагонов РЖД. Александр Комиссаров вручил черемховцу солидный денежный сертификат и переходящий кубок руководства Управления вагонного хозяйства ЦДИ и сообщил, что следующий подобный конкурс пройдёт
в 2015 году на Восточно-Сибирской дороге.

Автор: Борис Ступин