Счёт шёл на минуты… Вперёд

Счёт шёл на минуты…

Валентина Лещик, дежурноя по станции Клюква

Тандем Светланы Калытюк и Валентины Лещик встал на пути возможного ЧП

Не отступая от традиций, начальник дороги Анатолий Володько объявил благодарность дежурному по переезду Ржавской дистанции пути Светлане Калытюк (фото справа) и дежурному по станции Клюква Валентине Лещик, продемонстрировавшим яркий пример бдительности.

Дом на входных стрелках
«Дежурным по переезду работаю уже 21 год, с первого дня своей трудовой биографии. С железной дорогой связана вся жизнь, она мне не только профессию дала, но и жильё предоставила – домик на входных стрелках станции Клюква. Всегда чувствовала поддержку: и материалами помощь оказывали, и зимой всегда было чем топить, и сыну после девяти классов направление в Курский железнодорожный техникум дали. Евгений сегодня первый день вышел монтёром пути. У меня трое детей, выросли уже, девочки получают высшее образование, и сын после армии продолжит обучение…».
Светлана Калытюк из местных жителей. Где родился, там и пригодился – будто про неё сказано. Знакомая до каждого костыля дорога в школу вылилась в жизненный путь. Засыпать привыкла под вагонный перестук, однако чуткий слух всегда улавливает посторонний стук в проходящем составе. За долгие годы дежурства всякого насмотрелась, не раз приходилось поезда останавливать. Несанкционированный выезд под «красный» – это, к сожалению, уже классика жанра. Случались и совсем непредсказуемые происшествия, когда, например, у грейдера оборвался огромный ковш на переезде. «Нет, поощрений не имею, – улыбается, – это первое».
«За проявленную бдительность» – довольно распространённая формулировка, а что за ней стоит? Наставления и призывы руководства – хорошо, экзамены – тоже здорово, только вот решают они далеко не всё. «Это изначально должно от человека исходить, свою работу надо любить и выполнять её честно», – считает героиня моего материала.
…29 июля Светлана Владимировна уже закончила своё дежурство. Хлопотали с сыном по хозяйству во дворе, когда мимо проскочил тёмно-зелёный «жигулёнок». «Странно, – подумалось тогда, – ведь проезд здесь запрещён». Со временем беспокойство не отступало, тем более что шёл уже десятый час и по первому пути вскоре должен был проследовать поезд № 9 Москва – Донецк, а там и до пятнадцатого «Приднепровска» сообщением Москва – Днепропетровск рукой подать.
Опасения оказались ненапрасны: ВАЗ 21043 Светлана Калытюк увидела в опасной близости от первого рельса главного нечётного пути. Автомобиль сполз с дороги в кювет, и водитель безрезультатно силился сдвинуть его с места. Сын Евгений сразу же бросился ему на выручку, не растерялась и Светлана Владимировна. Благо, столб с парковой связью, по которой объявляют проходящие поезда, располагается напротив её дома. Вмиг разлетелись тревожные звонки дежурному по станции Клюква Валентине Лещик и бригадиру первого линейного участка ПЧ Ржава Сергею Шумакову. Сергей Иванович приехал очень быстро, и общими усилиями удалось вытащить застрявшего в мягком грунте возмутителя спокойствия. Однако прежде дежурная по станции успела перевести стрелки, чтобы пропустить украинский пассажирский состав, который уже вышел из Курска, по неправильному пути. Иначе беды было бы не избежать… Виновнику инцидента, жителю Курска Александру Зайцеву оставалось от души поблагодарить бдительных железнодорожников, будем надеяться, что он извлёк хороший урок.
Нескончаемым потоком мчат машины, колонны большегрузов, кажется, совсем светофоров не замечают – не зевай, дежурный! Высокая степень нагрузки на переезд 543 км перегона Курск – Клюква и определяет его первую категорию. С началом строительства рядом автомобильного моста появилась надежда на облегчение. Впрочем, Светлана Калытюк на трудности жаловаться не привыкла, хотя и единственная в смене женщина: «Наши ребята помогут и траву скосить, и гайки закрутить. Роман Черников, Николай Гренд, Алексей Халин – коллектив очень дружный, друг друга всегда выручим».

Ушки на макушке
О профессии Валентины Лещик можно догадаться уже по манере общения. Мой неожиданный звонок не застал её врасплох, ответы «по существу» похожи на заранее заготовленные.
«Династии нет, я первая,  – шутит, – последователь уже есть – зять работает дежурным по переезду. На железную дорогу попала, можно сказать, случайно: уход за маленьким ребёнком требовал посменной работы. Так и задержалась по сей день, прикипела. Профессия дежурного по станции очень серьёзная, требует предельного внимания, ведь случаи разные бывают…»
На подъездные пути расположенной неподалёку воинской части поступает важный груз. По признанию Валентины Ивановны, работа с людьми для неё на первом месте, чувствует личную ответственность за безопасность сотрудников. Коллектив небольшой, насчитывает всего шесть человек, но сплочённый.
Голоса по громкоговорящей связи здесь отдаются лесным эхом. Да-да, небольшая линейная станция затерялась в лесной местности, отсюда и нередко возникающие неприятные ситуации, будь то совершённые злоумышленниками кражи или происки нетрезвых пассажиров. Всё это и обуславливает особенности работы на Клюкве: «У нас должны быть «ушки на макушке», станция предузловая, последняя перед областным центром. Лес представляет большой интерес для отдыхающих. Вот и участник происшествия, видимо, до зоны отдыха добирался …»
Особенно ярких случаев из своей трудовой биографии Валентина Ивановна привести не может, но эту смену, безусловно, запомнит надолго: «О звонке дежурного по переезду сообщила всем, кто мог помочь: диспетчеру пути, бригадиру пути, начальнику станции. Людмила Николаевна Носова немедленно прибыла на место, нужно было действовать. Я мгновенно сориентировалась на местности, визуально представила, где находится машина. Станцию знаю, как свои пять пальцев. Связалась с поездным диспетчером Ларисой Анатольевной Мартыновой, вместе решили, что препятствие можно объехать по второму пути, без остановки поезда. В 21.47 «девятка» вышла из Курска, а в 21.58 беспрепятственно проследовала через Клюкву согласно графику. Счёт шёл на минуты, к счастью, успели…»
Представляя к поощрению, действия дежурной по станции Клюква квалифицировали как «оперативные, чёткие и грамотные», всё остальное осталось «за кадром».
Когда речь заходит о корнях бдительности, Валентина Лещик подчёркивает: «Надо отдать должное нашему руководству, инструктажи по вопросам противостояния терроризму, обеспечения безопасности движения, охраны труда у нас проводятся не ради галочки».
Любого человека можно сравнить с дробью: в знаменателе – то, что он мнит о себе, а в числителе – то, что о нём думают люди. Эта метафора невольно пришла на ум после слов начальника станции Людмилы Носовой:
– Валентина Ивановна – человек отзывчивый, добрый, не скандальный, пользуется авторитетом в коллективе, всегда пойдёт навстречу, не оставит без внимания просьбы коллег. Хорошая мама двоих детей и добрая бабушка. В работе её отличают собранность и ответственность, реагирует на замечания, старается не допускать ошибок.

Автор: Галина Мостипан