Хранитель времени Северная магистраль

Хранитель времени

Андрей Васильев, руководитель музея локомотивного депо Лоста

Благодаря стараниям Андрея Васильева музей локомотивного депо Лоста обрёл новую жизнь

В нынешнем году исполнилось 35 лет с того дня, как открыл свои двери для посетителей музей истории локомотивного депо Вологда. По числу экспонатов, продуманности и насыщенности экспозиции ему нет равных на всём полигоне СЖД. И это во многом заслуга руководителя музея Андрея Васильева.

– Я влюблён в железную дорогу и горжусь этим, – говорит Андрей Александрович.

Любовь эта пришла в его сердце в раннем детстве и осталась на всю жизнь. Родился он на Кольском полуострове, потом семья переехала в Грязовец. Жили рядом с железной дорогой, и мальчишка «заболел» паровозами, их красотой и мощью. Так часто приходил к станции, что его запомнили, и однажды, о чудо, машинист сказал: «Садись, прокачу!». Навсегда запомнил Васильев неповторимый и волнующий запах паровоза. Уже по прошествии многих лет он говорит, что по-своему пахнут и тепловоз, и электровоз. Конечно, у него не было сомнений, кем стать – только машинистом. Но, поступая в Вологодский техникум, не добрал балл. Была у него ещё привязанность – море. Поступил в Череповецкое речное на рулевого-моториста судов класса «река-море». Но так и не пришлось поплавать. Служба в армии, после неё уговорили пойти работать в милицию в Ленинграде. Но не оставляла первая и главная мечта. И в 1975 году вернулся на родину и пришёл в депо. Сначала курсы помощников машиниста, самостоятельная работа на тепловозе, электровозе. Первый класс профмастерства. Когда в 2008 году ушёл на заслуженный отдых, понял, что без любимого дела жить не может. На предложение возглавить музей согласился с радостью. А выбор пал на Андрея Александровича не случайно. Минимум 45 лет он изучает историю не только РЖД, но и дорог всего мира. А ещё своими руками сделал точную до мельчайших деталей модель паровоза НВ 1902 года в масштабе 1 к 56.

А музей, располагавшийся в то время в здании клуба, был закрыт уже более пяти лет. Он умирал: неотапливаемое помещение, сырость. Экспонаты откровенно расхищались. Стараниями руководителя ППО эксплуатационного локомотивного депо Лоста Сергея Игнатьева экспонаты перевели в помещение бывшего учебного кабинета цеха эксплуатации. А новую жизнь дал музею Андрей Васильев. Не просто новую жизнь, а создал нечто уникальное. Был брошен клич по дороге и неравнодушные люди несли в музей, казалось бы, уже никому не нужные вещи.

– Бывало, принесут какую-то железяку в окаменевших столетних слоях смазки, потратишь не один день на её очистку, – говорит Андрей Александрович. И окажется редкая деталь паровоза. Становится украшением коллекции.

Андрей Васильев – и руководитель музея, и хранитель, и экскурсовод в одном лице. Только на общую экскурсию уходит не менее часа. А музей – посещаемое место. Даже Первый канал снял о музее сюжет.

Автор: Владимир Савичев

ПАРТНЕРЫ

«Миллениум Банк» (ЗАО)
Дорпрофжел на Дальневосточной железной дороге
Дорпрофжел на Южно-Уральской железной дороге
Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"