Бдительность ГУДОК

Бдительность

Андрей Овсюк, монтёр Аксаковской дистанции пути

Артиллерийский снаряд мог сработать в любой момент.

Монтёр Аксаковской дистанции пути Андрей Овсюк возвращался после работы домой. Маршрут привычный: от околотка пешком вдоль пути минут тридцать, потом наискось через овраг к родному дому. Однако неожиданная находка изменила планы, домочадцы дождались его лишь через несколько часов.

18 июня выдалось жарким, вечер парил прогретым воздухом, и только в тени раскидистых тополей можно было перевести дух. Андрей решил заглянуть на небольшой глиняный карьер рядом с железной дорогой – местные жители берут здесь строительный материал для хозяйственных нужд. Недавно прошли дожди, и водой должно было намыть нужный строительный материал – природную красную глину.

Вот и знакомая яма с раскопом. Андрей привычно сбежал по тропинке на самое дно. Огляделся и вдруг прямо перед собой в размытой стене обрыва увидел торчащее из глины острие конуса. Проржавевший металл почти сливался цветом с глиной, но всё ещё хранил правильную форму артиллерийского снаряда. Андрей Овсюк в конце 1990-х годов служил в Железнодорожных войсках под Краснодаром. Доводилось не только строить железные дороги, но и разгружать вагоны с боеприпасами. Поэтому догадался, что перед ним не игрушка, а самый настоящий боевой снаряд.

«Судя по внешнему виду, он был очень старый, – рассказывает монтёр пути. – Знаю, что лишний раз тревожить боеприпас нельзя, может сработать детонатор, да мало ли что может случиться от усталости металла. Рядом проходят пути, главный ход, по которому идут грузовые и пассажирские поезда. Первым делом по телефону доложил о находке мастеру дистанции Марселю Шипаеву».

Мастер незамедлительно передал координаты карьера в полицию. Благо он находится в непосредственной близости от дороги и место определяется просто – 1537-й км, пикет № 8. На место происшествия выехали оперативники и инженерно-техническая группа ОМОН МВД Башкортостана.

Андрей дождался сотрудников полиции и только после того, как снаряд извлекли из глины, отправился домой.

Эксперты осмотрели боеприпас и определили, что перед ними 76-миллиметровый снаряд, предположительно времён Гражданской войны. Опасную находку сапёры вывезли и уничтожили.

Старые снаряды в этих местах не редкость. Сколько их осталось в земле после Гражданской войны, никто не знает. А бои здесь были кровопролитные. В конце 1918 года Башкирия стала ареной наступательных операций Красной армии. Войска адмирала Колчака оказывали отчаянное сопротивление. Жестокие бои завязались в районе Белебея, Уфы и Бирска. В юго-западных районах Башкирии и далее на территории Оренбургской губернии развивала наступление группа войск под командованием Михаила Фрунзе.

Сапёры подтвердили опасения Овсюка: снаряд от времени и агрессивной среды коррозировал и мог сработать в любой момент.

«Глиняный карьер – место открытое и доступное для всех, сюда приходят и взрослые, и дети. Ребятня частенько играет здесь. Могло случиться так, что, попадись снаряд на глаза неопытному человеку, беды было бы не избежать», – говорит Андрей Овсюк.

Начальник Аксаковской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Александр Башкатов говорит, что не удивлён поступком Андрея: «Он пришёл в дистанцию после службы в армии и сразу зарекомендовал себя как ответственный работник». 
Автор: Дмитрий Попов