Предотвратили взрыв Уральская магистраль

Предотвратили взрыв

Александр Фролов, машинист тепловоза

Профессионализм и выдержка машинистов помогли избежать катастрофы

На 583 километре перегона Ай-Яун – Юнг-Ях находятся трёхпутный разъезд с расположившейся на нём производственной базой и виадук – автомобильный мост над железной дорогой, по которому проходит оживлённая трасса. Именно в этом месте локомотивная бригада выявила прорыв магистрального газопровода высокого давления.
 В тот день, 31 августа, машинист тепловоза Александр Фролов и его помощник Рамиль Хамзин следовали по участку Сургут – Демьянка с грузовым поездом, в составе которого было 82 цистерны, наполненных сжиженным газом, – обычный рейс. Поездка проходила в штатном режиме, ничего не предвещало опасности.
– Вдруг при подъезде к входному светофору станции Юнг-Ях наша кабина наполнилась звуком сильного шипения, исходившим извне, – рассказывает Александр Фролов. – Кроме того, с правой стороны по ходу движения поезда была отчётливо видна струя белового пара длиной пять-шесть метров, выходившая под большим давлением из газопровода, проложенного вдоль железной дороги. От трубы диаметром около метра отделялось целое облако, которое увеличивалось на глазах, – огромная утечка газа. Степень опасности оценил мгновенно, потому что «за спиной» – поезд повышенной массы – 6097 тонн легковоспламеняющегося, взрывоопасного груза, а расстояние от состава до места прорыва газопровода было не более 300 метров.
В моменты, когда психологическое напряжение становится запредельным, проявляется мастерство и профессионализм людей. Но даже машинисты, которые много лет водят поезда по таким участкам, могут растеряться. У Александра Фролова стаж – восемь лет, и семь из них он трудился на Горьковской дороге, где почти нет газопроводов вдоль железнодорожных путей, поэтому и не было в его практике подобных случаев.
– Конечно, холодок по спине пробежал, – продолжает Александр Викторович. – Первое, о чём подумал, – не дай бог, если искра где-нибудь проскочит. Поэтому решение было одно – как можно быстрее проехать опасный участок без всяких торможений. Так и сделали, затем передали информацию о прорыве газопровода поездному диспетчеру. Дальше все службы сработали оперативно: движение по магистрали приостановили, газ перекрыли.
По возвращении в родное эксплуатационное локомотивное депо Сургут Александр и Рамиль обсудили этот случай с коллегами: все оценили опасность, которой подверглась бригада, как очень высокую и реальную.
– В 1989 году под Уфой в подобной ситуации оказались два пассажирских поезда, только тогда случилось возгорание, и закончилось всё трагедией, – комментирует машинист-инструктор депо Андрей Козлов. – Наши ребята всё сделали правильно – не стали применять автотормоза, тем самым предупредили возможность возникновения искрения тормозных колодок, которое происходит при их взаимодействии с колёсными парами. Таким образом, они не допустили воспламенения газа, выходившего из трубы, и, как последствие, – пожара. Особую опасность в этой ситуации создавал и сам груз ведомого локомотивом поезда. Если бы возник огонь, то от огромного факела могла произойти детонация 82 цистерн, загруженных сжиженным газом. Не трудно представить, какой мощности был бы взрыв.
Учитывая то, что события разворачивались днём и совсем рядом находились рабочие производственной базы, а также водители и пассажиры проезжающих по виадуку машин, то значение совершённого нашими героями поступка трудно переоценить. Без сомнения, они предотвратили гибель людей и разрушение крупных материально-технических объектов.
– Действия членов локомотивной бригады в этой ситуации были безукоризненными, – говорит Андрей Козлов. – Они всё верно оценили, оперативно доложили поездному диспетчеру, молодцы. Такие происшествия в регионе бывают не часто, и всегда наши машинисты поступают в них правильно, значит, не зря проводим с ними обучающие и профилактические занятия. Теперь и этот случай станет одним из примеров – как надо поступать в подобных случаях.
По представлению руководства депо, кадровой службы дороги, за проявленную бдительность, чёткие и оперативные действия, предотвратившие тяжелейшие последствия для безопасности движения поездов, 1 сентября приказом начальника СвЖД Александру Фролову и Рамилю Хамзину была объявлена благодарность с выплатой денежной премии. Кроме того, согласно приказу начальника Свердловской дирекции тяги, наши герои получили единовременное денежное поощрение.
Друзья и коллеги знают Александра и Рамиля как ответственных работников и порядочных людей.
– Нормальные парни, отличаются активной жизненной позицией, состоят в профсоюзе, добросовестно исполняют свои обязанности, – характеризует наших героев председатель первичной профсоюзной организации депо Александр Костерин. – Александр Фролов трудится у нас с декабря прошлого года, но уже зарекомендовал себя как человек, обладающий организаторскими способностями, которые помогают ему принимать верные решения в нестандартных ситуациях. Рамиль Хамзин за 19 лет работы в депо показал себя технически грамотным ответственным, исполнительным, инициативным сотрудником. И Александр Фролов, и Рамиль Хамзин в коллективе пользуются заслуженным уважением и авторитетом.
Год назад Александр Фролов принял решение приехать на СвЖД, в самый северный её регион, так как увидел здесь перспективу профессионального роста.
В Сургуте он уже успел и квартирный вопрос решить – оформил ипотеку.
– С первых дней я всегда обращал внимание на газопроводы, проложенные вдоль железной дороги, а теперь буду бдительнее вдвойне.
Автор: Геннадий Горда