Золотой запас оптимизма Призыв

Золотой запас оптимизма

Николай Михайлов, машинист-инструктор

Неординарные события сами «липнут» к ветерану

Он отвёл беду от нескольких сотен человек, а также сохранил жизнь одной лошади и двум щенкам, принимал участие в съёмках фильма, послужил «катализатором» большой реконструкции…
В общем, судьба машиниста-¬инструктора Николая Александровича Михайлова вполне годится для сценария художественного фильма.
    С женщиной, которая держала на руках крохотного щенка, Николай Александ¬рович столкнулся у магазина. Пенсионер поинтересовался, где она взяла такое чу-¬
до – белое, с жёлтыми пятнами и красивыми умными глазами. «Вот как раз моя ощенилась. Двое остались, не знаю, куда деть. Думаю утопить», – откровенно сказала новая знакомая.
Николай Александрович отреагировал так, как привык: забрал собаку. И отнёс кутёнка к сыну, который вместе со снохой как раз думали о четвероногом друге. Но на этом «собачьи приключения» ветерана не закончились: он позаботился и о втором щенке. Его он забрал, сходив к женщине домой. Второго детёныша отвёз аж в Тольятти, ко второму сыну.
Все, кто знает Николая Александровича, таким фактам его биографии ничуть не удивляются. Говорят, что всякие приключения к нему сами липнут.
– Человек он очень оптимистичный, но с твёрдой жизненной позицией. Никогда не паникует и всегда находит выход из любой опасной ситуации. Настоящий пример для молодёжи. Да и для любого, с кем жизнь сводила, – говорит начальник эксплуатационного локомотивного депо Оренбург Игорь Левин. И продолжает: – Таких, как Николай Александрович, побольше бы! Закалка у него, которая нам и не снилась. Даже сейчас, в его 85 лет! И здоровья не занимать, и ответственности на многих хватит.
За долгую профессиональную деятельность никто не припомнит случаев брака в работе Николая Александровича. Хотя ситуации случались всякие.
– Однажды, – рассказывает Николай Александрович, – в конце 50-х, вели мы с помощником наливной поезд с жидкими ГСМ. Смотрим: на путях подвода стоит, запряжённая лошадью, а в телеге мужик спит. Как животное сюда попало, непонятно. Но размышлять особо некогда. Уж не знаю, как умудрились остановиться аккурат перед ними. Растормошили бедолагу, документы забрали, чтобы отписаться об экстренном торможении. А заодно выяснили, что стряслось. Оказалось, чудак на рынок в село Державино ездил. Очень удачно валенки продал. Да на радостях заехал куму навестить. Хорошо навестил! От спиртного сморило его по дороге. Уснул. А неуправляемая кобылёнка на пути забрела. Потом благодарил, что не задавили.
В другой раз машинист Михайлов удивил невероятной выдумкой и смекалкой. Вёз, вспоминает, целый эшелон «стригунков»-новобранцев. Происходило ещё в ту, «паровозную» пору. Следовали из Бузулука в Кинель. Вдруг навстречу бежит, что есть мочи, путевой обходчик. Не иначе, случилось что! Николай Александрович остановился, а тот сообщает: по пути к станции Грачёвка, к которой подъезжают будущие вояки, рельс лопнувший. Машинист лично убедился, что дело плохо, однако сдаваться и не подумал. Времени на ремонт уйдёт уйма, а мальчишек доставить вовремя надо!
И снова подтвердилась теория о том, что русскому человеку в экстремальной ситуации сориентироваться – раз плюнуть. Михайлов предложил взять большую лопату, согнуть её и положить на лопнувший стык сверху. Путевому обходчику строго-настрого наказали держать лопату за черенок, сообщили о принятом решении дежурному по станции… И поехали через импровизированную заплату дальше. Скорость выбрали минимальную – пять километров в час. Бедный обходчик так и простоял с лопатой, пока весь эшелон не миновал опасное место. Зато проблему решили!
На железную дорогу Николая Александровича «сосватал» дед, в Первую мировую войну работавший стрелочником на станции Грачёвка. Отец-¬то навечно остался под Ржевом в Великую Отечественную. Впрочем, и деда с бабушкой юноша стеснять не хотел. Когда в родном селе Шахматовка Бузулукского района пошла молва о наборе в железнодорожное училище, он, окончив восемь классов, немедленно отправился в Бузулук. Пока учился, всегда был на хорошем счету. И постоянно вспоминал, как состоялось его первое знаком¬ство с могучей техникой.
– Ещё маленьким оказался на перроне рядом с паровозом, который стоял под гидронасосом, закачивал воду. Он тронулся, да вдруг как свистнет! От страха я аж присел: так громко, – улыбается ветеран.
В локомотивное депо Бузулук он пришёл кочегаром в 1948 году, едва став совершеннолетним. И сразу же оказался… в компании актёров. На станции Елшанка снимали художественный фильм «Путь славы» о девушке из далёкой деревни, мечтающей стать машинистом поезда. В кадр, правда, Николай Михайлов не попал, но сам съёмочный процесс провинциальному парнишке запомнился.
– Актриса, игравшая главную роль, в положении была, и на камеру брали только её лицо. А локомотивом управлял настоящий машинист. Чтобы его не видели, он внизу прятался, – рассказывает Николай Александрович.
Через несколько лет Михайлов переквалифицировался в помощники машиниста. В таком статусе его и направили на съезд молодых «тяжеловесников» в Москву. На форуме присутствовал замминистра путей сообщения, он же бывший начальник Куйбышевской дороги (а Бузулукское депо, напомним, в тот момент относилось к КБШЖД). И большой начальник поинтересовался, как обстоят дела в бывшей его вотчине. Ну, бузулукчанин и доложил о делах «внепланово», то есть вполне откровенно и непринуждённо. И вскоре на отделении началась грандиозная рекон¬струкция. Получается, некую историческую роль в переменах на Куйбышевской магистрали сыграл именно машинист.
За годы работы в должности машиниста-¬инструктора, то есть за 15 последних до выхода на заслуженный отдых лет, он воспитал десятки машинистов. Делился не только опытом и знаниями, но и умением находить неординарные решения, совершать настоящие поступки.
Долгие годы он активный член профсоюзной организации, а после выхода на пенсию вошёл в состав совета ветеранов. На предприятии и сегодня частый и желанный гость. Всегда похлопочет за того, кому помощь нужна, всегда ценный совет даст.
– Он 66 лет в профсоюзе состоит! До сих пор. Сколько добрых дел переделал, не сосчитать. Из меня машиниста вырастил. Крёстный отец, можно сказать, – говорит об учителе председатель профсоюзного комитета локомотивного депо Бузулук Вениамин Нечаев. – А какой эрудированный! Кроссворды влёт решает. Задор в нём молодой и порядочность поразительная. Глядя на Николая Александровича, хочется быть настоящим человеком.
В благодарность за долгие годы преданного труда, за то, что он есть такой, коллеги подарили ветерану на юбилей стиральную машину-автомат. Поскольку, несмотря на троих очень заботливых детей, внуков и правнуков, машинист Михайлов предпочитает жить один. Так, говорит, лучше получается не оглядываться на возраст, не давать себе слабинку. Оттого и на предприятии часто бывает.
– Сидеть дома неразумно, – говорит Николай Александрович, – с народом веселее.
Для него общение с людьми, их ответное уважение, пожалуй, главная награда, которая идёт в придачу к многочисленным официальным званиям и медалям.
…Сын назвал щенка, спасённого отцом, Филимоном. Смышлёный кутёнок оказался, любимец и баловень всей семьи. В общем, хорошая и сытая собачья жизнь ему обеспечена.
Автор: Ольга Соловьёва