Чрезвычайный круг Октябрьская магистраль

Чрезвычайный круг

Вячеслав Герасимов, дежурный по пассажирскому парку станции Новгород

Предотвратить катастрофу помогли гражданский долг, неравнодушие и соблюдение должностной инструкции

В яркий осенний день 21 сентября компания молодых людей из дачного посёлка, что находится неподалёку от станции Малая Вишера, отправилась на прогулку в близлежащий лес. Чтобы попасть на излюбленное грибное место, отдыхающим нужно было перейти железнодорожное полотно.

– Перепрыгивая через широкую канаву у подножия насыпи, я не удержал равновесие и схва-тился рукой за какую-то железку, торчавшую из щебня. А когда увидел, что это, похолодел от ужаса: в ладони был взрыватель 150-миллиметрового артиллерийского снаряда времён Великой Отечественной, – рассказывает железнодорожник Вячеслав Герасимов.
23-летний парень – завзятый краевед, таких снарядов он видел не один и не два. Опытным глазом сразу определил: неразорвавшийся.
– Снаряд торчал вверх 30-сантиметровым блестящим наконечником-взрывателем. Здесь не-сколько раз в день проносятся высокоскоростные «Сапсаны», по этой тропинке часто ходят местные жители, и кто-то мог бы наступить на взрыватель, – говорит Вячеслав.
Первым делом он позвонил в ведомственную охрану железнодорожного транспорта. Там на вызов отреагировали, мягко говоря, странно: дескать, 70 лет снаряд лежал и ещё столько же проле-жит. Вячеслав пометил это место – воткнул палку, привязав к ней носовой платок. А вернувшись в Новгород, он отыскал телефон диспетчера Маловишерского круга.
– Реакция у неё была полярно противоположной той, что я услышал в охране: «О таких вещах следует сообщать незамедлительно!» – вспоминает Вячеслав.
На следующий день в новостях местного телевидения показали сюжет, как работники МЧС обезвредили найденный снаряд.
– Детонация могла произойти от листопада или дуновения ветра, а на том направлении поезда идут, как в метро, – по нескольку десятков пар в сутки. То, что эта фугасно-осколочная бомба не взорвалась, – счастливая случайность. Её радиус поражения – несколько сотен метров, – прокомментировал ситуацию специалист МЧС.
Слава богу, всё обошлось. Обошлось благодаря активной гражданской позиции одного и чёт-кому следованию должностной инструкции другого. Кто знает, окажись на месте Вячеслава другой молодой человек, поднял бы он тревогу? Стал бы звонить, получив отказ в первой инстанции, стре-мясь довести дело до конца?
Оба наших героя других вариантов своих действий не видят.
– Я поступила согласно должностной инструкции, по которой обязана оперативно доложить старшему по смене, – говорит диспетчер ЦУП Марина Жилина, принявшая звонок Вячеслава Гераси-мова.
Марина Алексеевна работает на дороге 20 лет. Сначала была оператором при дежурном по станции в Рыбацком и Обухово, затем – поездным диспетчером на Кемском круге. На Маловишер-ский круг главного хода переведена месяц назад.
– За годы работы всякое бывало: и контактный провод обрывался, и машинисты требовали помощи, находясь на перегоне. Главное в нашей работе – внимательность и аккуратность в исполнении своих обязанностей. А здесь, на высокоскоростном ходу, нужны повышенная бдительность и моментальная реакция, особенно в нестандартных ситуациях.
В ответ на вопрос, не должен ли диспетчер перепроверять поступившую информацию, Марина удивляется:
– Это же главный ход! Бывают, конечно, и ложные звонки – у нас вокзалы периодически «минируют». Но принимая такой звонок, ты не можешь пускаться в рассуждения о теории вероятности. Твоё дело в данном случае – сделать всё, чтобы на месте быстро оказалась оперативная бригада для ликвидации угрозы.
Для Вячеслава последовательность действий также была очевидна. В опасности находки он не сомневался ни секунды. У Герасимова неравнодушное отношение к жизни вообще, к железной дороге – в частности. Он – железнодорожник в восьмом поколении, его далёкого предка вместе с другими участниками польского восстания пригнали на строительство Николаевской железной дороги. С тех пор жизнь всей династии была прочно связана со стальной магистралью. У молодёжи в его родной Малой Вишере большого выбора профессий нет, поэтому Вячеслав не раздумывая пошёл в железнодорожное училище, выучился на помощника машиниста. Четыре года отработал в Санкт-Петербург-Финляндском моторвагонном депо, водил электрички из Малой Вишеры в Петербург и Бологое, затем перешёл в грузовое движение. Полтора года назад жизнь повернулась так, что молодому специалисту пришлось переехать в Великий Новгород. Сегодня Вячеслав работает дежурным по пассажирскому парку станции Новгород.
Уже спустя несколько первых месяцев работы на станции Вячеславу стала очевидна разница в труде движенцев и локомотивщиков.
– Труд машиниста у всех на виду, к тому же в моторвагонном депо нас обязывали носить форменный китель. А работу движенцев не видно, однако мы – как воздух: стоит нам на минуту приостановить свою работу, как это заметят и пассажиры, и машинисты, – анализирует молодой железнодорожник.
Вот и в тот день, когда отряд МЧС обезвреживал снаряд, труда Марины Жилиной и Вячеслава Герасимова видно не было. Хотя, может быть, не случайно их жизнь подвела к тому, чтобы именно они стали участниками спасительной операции, предотвратив страшные последствия.
...Машинисты вели «Сапсаны» и другие поезда по этому перегону с установленной скоростью, пассажиры любовались золотыми и багряными красками осеннего леса, мелькающего за окном. И только вздрагивал на ветру носовой платок, привязанный к деревянной палке, воткнутой в четырёх метрах от рельсовой колеи.

Автор: Светлана Канаева