Чрезвычайный круг
Вячеслав Герасимов, дежурный по пассажирскому парку станции НовгородВ яркий осенний день 21 сентября компания молодых людей из дачного посёлка, что находится неподалёку от станции Малая Вишера, отправилась на прогулку в близлежащий лес. Чтобы попасть на излюбленное грибное место, отдыхающим нужно было перейти железнодорожное полотно.
– Перепрыгивая через широкую канаву у подножия насыпи, я не удержал равновесие и схва-тился рукой за какую-то железку, торчавшую из щебня. А когда увидел, что это, похолодел от ужаса: в ладони был взрыватель 150-миллиметрового артиллерийского снаряда времён Великой Отечественной, – рассказывает железнодорожник Вячеслав Герасимов.
23-летний парень – завзятый краевед, таких снарядов он видел не один и не два. Опытным глазом сразу определил: неразорвавшийся.
– Снаряд торчал вверх 30-сантиметровым блестящим наконечником-взрывателем. Здесь не-сколько раз в день проносятся высокоскоростные «Сапсаны», по этой тропинке часто ходят местные жители, и кто-то мог бы наступить на взрыватель, – говорит Вячеслав.
Первым делом он позвонил в ведомственную охрану железнодорожного транспорта. Там на вызов отреагировали, мягко говоря, странно: дескать, 70 лет снаряд лежал и ещё столько же проле-жит. Вячеслав пометил это место – воткнул палку, привязав к ней носовой платок. А вернувшись в Новгород, он отыскал телефон диспетчера Маловишерского круга.
– Реакция у неё была полярно противоположной той, что я услышал в охране: «О таких вещах следует сообщать незамедлительно!» – вспоминает Вячеслав.
На следующий день в новостях местного телевидения показали сюжет, как работники МЧС обезвредили найденный снаряд.
– Детонация могла произойти от листопада или дуновения ветра, а на том направлении поезда идут, как в метро, – по нескольку десятков пар в сутки. То, что эта фугасно-осколочная бомба не взорвалась, – счастливая случайность. Её радиус поражения – несколько сотен метров, – прокомментировал ситуацию специалист МЧС.
Слава богу, всё обошлось. Обошлось благодаря активной гражданской позиции одного и чёт-кому следованию должностной инструкции другого. Кто знает, окажись на месте Вячеслава другой молодой человек, поднял бы он тревогу? Стал бы звонить, получив отказ в первой инстанции, стре-мясь довести дело до конца?
Оба наших героя других вариантов своих действий не видят.
– Я поступила согласно должностной инструкции, по которой обязана оперативно доложить старшему по смене, – говорит диспетчер ЦУП Марина Жилина, принявшая звонок Вячеслава Гераси-мова.
Марина Алексеевна работает на дороге 20 лет. Сначала была оператором при дежурном по станции в Рыбацком и Обухово, затем – поездным диспетчером на Кемском круге. На Маловишер-ский круг главного хода переведена месяц назад.
– За годы работы всякое бывало: и контактный провод обрывался, и машинисты требовали помощи, находясь на перегоне. Главное в нашей работе – внимательность и аккуратность в исполнении своих обязанностей. А здесь, на высокоскоростном ходу, нужны повышенная бдительность и моментальная реакция, особенно в нестандартных ситуациях.
В ответ на вопрос, не должен ли диспетчер перепроверять поступившую информацию, Марина удивляется:
– Это же главный ход! Бывают, конечно, и ложные звонки – у нас вокзалы периодически «минируют». Но принимая такой звонок, ты не можешь пускаться в рассуждения о теории вероятности. Твоё дело в данном случае – сделать всё, чтобы на месте быстро оказалась оперативная бригада для ликвидации угрозы.
Для Вячеслава последовательность действий также была очевидна. В опасности находки он не сомневался ни секунды. У Герасимова неравнодушное отношение к жизни вообще, к железной дороге – в частности. Он – железнодорожник в восьмом поколении, его далёкого предка вместе с другими участниками польского восстания пригнали на строительство Николаевской железной дороги. С тех пор жизнь всей династии была прочно связана со стальной магистралью. У молодёжи в его родной Малой Вишере большого выбора профессий нет, поэтому Вячеслав не раздумывая пошёл в железнодорожное училище, выучился на помощника машиниста. Четыре года отработал в Санкт-Петербург-Финляндском моторвагонном депо, водил электрички из Малой Вишеры в Петербург и Бологое, затем перешёл в грузовое движение. Полтора года назад жизнь повернулась так, что молодому специалисту пришлось переехать в Великий Новгород. Сегодня Вячеслав работает дежурным по пассажирскому парку станции Новгород.
Уже спустя несколько первых месяцев работы на станции Вячеславу стала очевидна разница в труде движенцев и локомотивщиков.
– Труд машиниста у всех на виду, к тому же в моторвагонном депо нас обязывали носить форменный китель. А работу движенцев не видно, однако мы – как воздух: стоит нам на минуту приостановить свою работу, как это заметят и пассажиры, и машинисты, – анализирует молодой железнодорожник.
Вот и в тот день, когда отряд МЧС обезвреживал снаряд, труда Марины Жилиной и Вячеслава Герасимова видно не было. Хотя, может быть, не случайно их жизнь подвела к тому, чтобы именно они стали участниками спасительной операции, предотвратив страшные последствия.
...Машинисты вели «Сапсаны» и другие поезда по этому перегону с установленной скоростью, пассажиры любовались золотыми и багряными красками осеннего леса, мелькающего за окном. И только вздрагивал на ветру носовой платок, привязанный к деревянной палке, воткнутой в четырёх метрах от рельсовой колеи.