В трёх метрах от беды Восточно-Сибирский путь

В трёх метрах от беды

Андрей Вилков, машинист

Остановка перед неисправным местом совпала со вторым днём рождения машинистов

Впереди, невдалеке от поезда, зловеще сверкнула на солнце «слишком кривая» кривая... Уже потом, увидев внизу зияющую бездонную пропасть горного ущелья, многие пассажиры крестились и повторяли: «Бог упас… И машинист».

За 200 метров до поворота
Тот жаркий летний день 19 июня у машиниста Андрея Вилкова и его помощника Владимира Русанца остался в памяти навсегда. Ещё бы – он стал вторым днём рождения не только для локомотивной бригады, но и всех пассажиров тринадцати вагонов скорого поезда №91, следовавшего по маршруту Северобайкальск – Москва.
«Ничто не предвещало беды» –  так пишут иные беллетристы, исподволь приглашая читателя ознакомиться с придуманными ими лихо закрученными, сногсшибательными сюжетами. Но в данном случае жизнь представила предельно суровый, смертельно опасный сценарий развития событий, круто замешенный на разгильдяйстве одних, бдительности, оперативности и мужестве других.
При следовании по сложному горно-перевальному участку на приближении к 771-ому километру перегона Звёздная – Чудничный, метров за 200 до начала поворота помощник машиниста Владимир Русанец увидел «слишком кривую» кривую и поднял тревогу: «Выброс пути! Применяй экстренное торможение!!!»
Мгновенно оценив обстановку, машинист Андрей Вилков быстро перевёл ручку крана управления в шестое положение. Пассажирский поезд, следовавший с установленной скоростью в 60 километров в час, со скрежетом начал тормозить. Он остановился всего в трёх метрах от неисправного места.
Здесь огрехи коллектива Ленской дистанции пути в текущем содержании своего хозяйства в буквальном смысле вышли боком – при 40-градусной жаре рельсы выдавило обочь балластной призмы сверх всяких нормативных значений – произошёл так называемый выброс пути.
А рельеф тамошней горной местности изобилует глубочайшими обрывами и откосами – это счастье, что локомотивная бригада оказалась бдительной, вовремя остановила состав – иначе он бы рухнул вниз в пропасть с локомотивом и тринадцатью вагонами пассажиров…
 
Высокая трава у крутого откоса
Мы встретились с Андреем Вилковым на днях, в начале октября. Он только-только вышел из отпуска, съездил в Иркутск на собеседование с руководством службы тяги, и теперь будет работать в должности  исполняющего обязанности машиниста-инструктора Северобайкальского эксплуатационного локомотивного депо.
Вспоминая тот роковой день, мой собеседник невольно мрачнеет и хмурится:
– Врезалось в память: сверкают под знойным солнцем «выброшенные» рельсы, качается высокая трава у крутого откоса, подходят ко мне испуганные женщины-проводницы: мол, что стоим-то, почему не едем? А потом, как увидели эту бездонную пропасть, куда все мы могли улететь в одночасье – так побледнели в шоке и говорят: «Да, нам повезло – остались живы-здоровы, отныне 19 июня - наш второй день рождения!»
После экстренного торможения машинист Андрей Вилков немедленно доложил по рации поездному диспетчеру Ларисе Суворовой, кратко обрисовал ситуацию – дескать, такие дела, стоим, дальнейшее следование невозможно, ожидаем путейцев. Также была предупреждена локомотивная бригада следом идущего хозяйственного поезда №5401.
В течение часа прибыли путейцы во главе с начальником Ленской дистанции Сергеем Шипецким и начали оперативный ремонт неисправного пути.

Они жили по соседству
Затем поезд №91 со скоростью два километра в час проехал опасное место и помчался нагонять серьёзное отставание от графика. До станции Лена удалось нагнать 20 минут, а дальше пересмена – уже местные машинисты включились в эстафету по вводу пассажирского поезда в график.
Андрей Вилков со своим помощником Владимиром Русанцом сызмала жили по соседству, росли в одном северобайкальском дворе, в школе учились в одном классе и в ПТУ-19 (позднее он был переименован в Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий)  получали специальность в одной группе.
Так что они весьма близки по духу, друзья – не разлей вода и понимают друг друга с полуслова. Возможно, всё это вкупе помогло им сконцентрироваться в час рокового испытания и выйти победителями в неравной схватке с неминучей бедой.

Назначение
Сегодня Андрею Вилкову в новой должности предстоит заниматься обучением локомотивных бригад, передачей им своего опыта, своей «науки побеждать».
А ещё ему самому предстоит научиться работе с компьютером, освоить автоматизированное рабочее место (АРМ) – ведь через него пойдёт вся отчётность.
Также ему предстоит расписать план контрольно-инструкторских поездок: с каждым машинистом он должен раз в четыре месяца съездить по 175-километровому маршруту Северобайкальск – Новый Уоян. А всего у него в подчинении 25 локомотивных бригад.
– Да уж, нелегко тебе придется. Справишься? – задаю ему «провокационный» вопрос.
– Так точно! – по-военному кратко отвечает мой собеседник.

Этого времени в природе нет
Андрей с женой Евгенией воспитывает троих детей. Молодые родители сейчас находятся как бы на распутье в плане дальнейшего образования детей в вузах: то ли со временем выезжать всем на запад, на «большую землю», то ли оставаться здесь, на севере и отправлять затем подросших чад на Новгородщину, где находятся их исторические корни.
С тревогой и смятением они восприняли весть о закрытии Северобайкальского филиала Иркутского госуниверситета путей сообщения – мол, где же теперь учиться юным бамовчатам – раньше-то как оно хорошо было: хоть и два курса, но дети учились дома, без отрыва от родителей.
Когда у нас заходит речь о свободном времени, различных хобби в виде охоты- рыбалки, резьбы по дереву и прочих интересных вещах, мой собеседник грустно улыбается:
– Да откуда взяться свободному времени у машиниста – его, почитай, у нас и нету в природе…
 Исполняющий обязанности заместителя начальника Северобайкальского эксплуатационного локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам Алексей Задорожных заметил, что Андрей Вилков, несмотря на молодой возраст, уже является опытным, компетентным специалистом.
– И человек он надёжный, отзывчивый, целеустремлённый, - добавляет Алексей Задорожных. –  Уверен, что сейчас в новой должности машиниста-инструктора (пока с приставкой «и.о.») он не подведёт, приложит все усилия для решения поставленных перед ним новых задач.
Также высокого мнения о своём бывшем подопечном его наставники: машинист первого класса Алексей Веселов и ревизор по безопасности движения поездов Северобайкальского региона ВСЖД Александр Новолодский. Они рады, что Андрей пошёл на повышение. При его упорстве в достижении цели и тяге к новым знаниям он далеко пойдёт. И высоко.

Автор: Сергей Ринчинов

ПАРТНЕРЫ

«Миллениум Банк» (ЗАО)
Дорпрофжел на Дальневосточной железной дороге
Дорпрофжел на Южно-Уральской железной дороге
Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"